Явление Христа народу. В чем успех и провал картины Иванова

Явление Христа народу
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857 гг. Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно, длиной 7,5 м. В отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.

Еще наверняка зритель поразится тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.

Эрик булатов картина и зрители
Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013 гг. Третьяковская галерея, Москва

Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, что ожидал художник.

Но об этом позже. А сначала – что ещё помимо размеров делает картину уникальной?

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда – такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Деталь Явление Христа народу дрожащие
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»)

Кто-то тут же засомневался, а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Деталь Явление Христа народу апостолы
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»)

А для некоторых слова Иоанна – удар по самолюбию. Для священников этот Мессия – ненужный конкурент.

Явление Христа народу деталь фарисеи
Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи)

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине 19 века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то из ряда импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Иванов Явление Христа Марии магдалине
Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку проделал Иванов.

Необычные детали «Явления Христа народу»

В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.

1. Зеленое лицо раба

Раб деталь Явления Христа народу
Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб)

Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы – это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.

Но сейчас у меня критического мышления стало побольше. И мне как-то сразу не захотелось верить в эту версию.

Сами подумайте – Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.

Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из самых центральных деталей картины?

Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, то взглядом упираетесь прямо в лицо раба.

Явление Христа народу в Третьяковской галерее
«Явление Христа народу» А. Иванова в Третьяковской галерее (зал 10). Фото В. Журавлева, 2015 г.

Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподной мне кажется только одна из них.

Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.

Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать. Либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

2. Ошибка в цветах

Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.

Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.

Деталь старик Явление Христа народу
Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик)

Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.

Явление Христа народу русский музей
Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838 г. Русский музей, Санкт-Петербург

На картине мы как раз видим, что на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.

3. Необычные верующие в гуще деревьев

Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.

Иванов Явление Христа народу с указателем
Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем)

Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Иванов верующие в гуще деревьев Явление Христа народу
Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев: деталь «Явления Христа народу»

Если главные герои картины испытывают разные чувства, но скорее удивление, радость или недоверие. То эти люди простерли руки, они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.

Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».

Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.

Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось?

Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.

Может, потому что шёл от деталей к общему? А не наоборот?

Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.

Иванов богоматерь ученики и женщины смотрят на распятье
Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье». Конец 40х – начало 50х 19 века. Третьяковская галерея

Эти эскизы – уже даже не импрессионизм. Это ближе к экспрессионизму. Тоже к слову об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.

Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.

“Явление Христа народу” осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Но несмотря на то, что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, она заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...