
Он был потомком сибирских разбойников и тунгусских князей. Художников среди его предков не было. Его отец был успешным купцом. А сына видел юристом. Внешне он и правда был похож на юриста. Холёный, статный, благовоспитанный интеллектуал.
Он не сопротивлялся пожеланию отца и блестяще закончил юридический факультет. А потом несколько лет преподавал. Но когда в 1896 году Дерптский Университет предложил ему работу, он отказался. В 30 лет он решил бросить юриспруденцию и стать … художником.
И все из-за двух случаев, произошедших с ним за последние 10 лет. Это были знаки, что ему, Василию Кандинскому (1866-1944 гг.), нужно идти другим путём. Его предназначение совсем в другом.
Как блестящий юрист стал неумелым художником
Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычным Коми. Их ещё называли Зырянами. Это было этнографическое исследование.
Вот Кандинский прибыл в зырянскую деревню. Одна семья пригласила его в свою избу. Когда он вошёл, то был поражён. Вся мебель и утварь были покрыты причудливыми росписями.
Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы … песни. И что они помогают в хозяйстве.

А потом научил его петь, стоя прямо перед росписной печью и … «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.
Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.
А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)
Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму?! Зачем от заставляет меня напрягаться, дабы понять, что это.
Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Так значит вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.
Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на … влюбленность … в сочетание цветов.
Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником.
2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.
Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут более талантливым художникам нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.
Как неумелый художник стал гениальным новатором
Так и случилось. В Мюнхене зарождался экспрессионизм. А пейзажи Кандинского стилистически оказались, как бы мы сейчас сказали, в тренде.
Немецким художникам не было так важно умение создавать академические рисунки. А вот смелые сочетания цветов воспринимались с энтузиазмом.
Кандинский стал известен. И он продолжил работать с тем, что хорошо получалось. Пейзажи, написанные в стиле клуазонизма. Это когда одним цветом закрашены большие участки холста. Его картины чем-то напоминали витражи.

Однажды он поехал к своей подруге Габриэле Мюнтер и уже и сумерках зашёл в ее мастерскую. И он бросил взгляд на одну из работ.
К стене была прислонена картина. На ней не было ни единого знакомого образа. Просто набор цветных пятен и линий. Но они так гармонично сочетались, что Кандинский невольно залюбовался.
Он очнулся через секунд 20 и понял, что это была его пейзаж! Он не узнал ни одного предмета, потому что … картина стояла боком!

И тут в голове что-то щелкнуло.
А кто собственно установил правило, что обязательно нужно изображать ЧТО-ТО? Зачем загонять себя в рамки конкретных образов и сюжетов, чтобы вызвать ощущение гармонии у зрителя?
Как бы мы сейчас сказали, пазл в голове у Кандинского сложился.
Когда-то у зырян Кандинский научился превращать картину в песню и песню в картину. Ведь цвета и линии – это словно ноты, которые, гармонично складываясь, образуют мелодию.
А «Стог сена» Моне наконец позволил прийти к простой и гениальной мысли: узнаваемый образ не обязателен для того, чтобы вызвать эмоции у зрителя.
И он тут же попробовал все это воплотить в жизнь. Взял бумагу, акварель и создал гармонию без образов и пейзажей. Без деревьев и листвы. А только с помощью цвета и формы.
Так в 1910 году появилась первая абстрактная работа.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Как хорошо Вы разбираетесь в живописи».
Как Кандинский записал себя в историю живописи
Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».
В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит вполне может обходиться без образов, и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии.
Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.
Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, то Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.
Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Ещё как! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков, то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.
А вот в этой работе есть гармония?
Ближе к какофонии, согласитесь. Потому что это рисунок ребёнка.
Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может понажимать по клавишам пианино. Может даже что-то и выйдет отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной Сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.
Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.
Сначала лирические, когда цвет преобладал над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное, подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться.

Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир
Нельзя сказать, что Кандинский вот прям совершил грандиозную революцию в живописи.
Абстракционизм настолько был логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году было немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи.
Тот же Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.

Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал о том, что он это сделал, в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.
А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы поэкспериментировать с цветом и формой.

А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.
Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды.

В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев :). Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.
Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Автор: Оксана Копенкина
PS. Вы можете проверить свои знания, пройдя онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»