Василий Кандинский. История зарождения абстракционизма

Мюнтер портрет Кандинского
Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906 г. Музей в Мурнау, Германия

Он был потомком сибирских разбойников и тунгусских князей. Художников среди его предков не было. Его отец был успешным купцом. А сына видел юристом. Внешне он и правда был похож на юриста. Холёный, статный, благовоспитанный интеллектуал.

Он не сопротивлялся пожеланию отца и блестяще закончил юридический факультет. А потом несколько лет преподавал. Но когда в 1896 году Дерптский Университет предложил ему работу, он отказался. В 30 лет он решил бросить юриспруденцию и стать … художником.

И все из-за двух случаев, произошедших с ним за последние 10 лет. Это были знаки, что ему, Василию Кандинскому (1866-1944 гг.), нужно идти другим путём. Его предназначение совсем в другом.

Как блестящий юрист стал неумелым художником

Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычным Коми. Их ещё называли Зырянами. Это было этнографическое исследование.

Вот Кандинский прибыл в зырянскую деревню. Одна семья пригласила его в свою избу. Когда он вошёл, то был поражён. Вся мебель и утварь были покрыты причудливыми росписями.

Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы … песни. И что они помогают в хозяйстве.

Зыряне
Предметы быта зырян. Музей Коми.

А потом научил его петь, стоя прямо перед росписной печью и … «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.

Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.

А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)

Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму?! Зачем от заставляет меня напрягаться, дабы понять, что это.

Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Моне стог сена на закате
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США.

Так значит вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.

Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на … влюбленность … в сочетание цветов.

Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником.

2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.

Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут более талантливым художникам нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Кандинский зимний пейзаж
Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.

Как неумелый художник стал гениальным новатором

Так и случилось. В Мюнхене зарождался экспрессионизм. А пейзажи Кандинского стилистически оказались, как бы мы сейчас сказали, в тренде.

Немецким художникам не было так важно умение создавать академические рисунки. А вот смелые сочетания цветов воспринимались с энтузиазмом.

Кандинский стал известен. И он продолжил работать с тем, что хорошо получалось. Пейзажи, написанные в стиле клуазонизма. Это когда одним цветом закрашены большие участки холста. Его картины чем-то напоминали витражи.

Кандинский улица бурграбенштрассе
Василий Кандинский. Улица Бурграбенштрассе в Мурнау. 1908 г. Музей искусств, Даллас

Однажды он поехал к своей подруге Габриэле Мюнтер и уже и сумерках зашёл в ее мастерскую. И он бросил взгляд на одну из работ. 

К стене была прислонена картина. На ней не было ни единого знакомого образа. Просто набор цветных пятен и линий. Но они так гармонично сочетались, что Кандинский невольно залюбовался.

Он очнулся через секунд 20 и понял, что это была его пейзаж! Он не узнал ни одного предмета, потому что … картина стояла боком!

Кандинский открытие абстракционизма
Василий Кандинский. Зимний пейзаж (повернут на 90 градусов). 1909 г. Эрмитаж.

И тут в голове что-то щелкнуло.

А кто собственно установил правило, что обязательно нужно изображать ЧТО-ТО? Зачем загонять себя в рамки конкретных образов и сюжетов, чтобы вызвать ощущение гармонии у зрителя?

Как бы мы сейчас сказали, пазл в голове у Кандинского сложился.

Когда-то у зырян Кандинский научился превращать картину в песню и песню в картину. Ведь цвета и линии – это словно ноты, которые, гармонично складываясь, образуют мелодию.

А «Стог сена» Моне наконец позволил прийти к простой и гениальной мысли: узнаваемый образ не обязателен для того, чтобы вызвать эмоции у зрителя.

И он тут же попробовал все это воплотить в жизнь. Взял бумагу, акварель и создал гармонию без образов и пейзажей. Без деревьев и листвы. А только с помощью цвета и формы.

Так в 1910 году появилась первая абстрактная работа.

Кандинский первая абстрактная работа
Василий Кандинский. Без названия (первая абстрактная работа). 1910 г. Центр Помпиду, Париж

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Как хорошо Вы разбираетесь в живописи».

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит вполне может обходиться без образов, и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, то Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Клее статично-динамичная градация
Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё как! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков, то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

Детский рисунок

Ближе к какофонии, согласитесь. Потому что это рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может понажимать по клавишам пианино. Может даже что-то и выйдет отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной Сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, когда цвет преобладал над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Кандинский композиция vi
Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное, подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться.

Кандинский композиция 8
Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир

Нельзя сказать, что Кандинский вот прям совершил грандиозную революцию в живописи.

Абстракционизм настолько был логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году было немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи. 

Тот же Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.

Малевич чёрный и красный квадраты
Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал о том, что он это сделал, в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.

А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы поэкспериментировать с цветом и формой.

Мондриан Композиция с большой красной плоскостью
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.

А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.

Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды. 

Стол малевич
Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол “Малевич”. Испания, 2016 г. Stylepark.com

В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев :). Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.

Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

PS. Вы можете проверить свои знания, пройдя онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Оксана Копенкина / автор статьи

Добавить комментарий

Дневник живописи