Василий Кандинский. История зарождения абстракционизма

Мюнтер портрет Кандинского

Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906. Музей в Мурнау, Германия.

Он был потомком сибирских разбойников и тунгусских князей. Художников среди его предков не было. Отец, успешный купец, сына видел юристом. Внешне он и правда был похож на служителя фемиды: холёный, статный, благовоспитанный интеллектуал.

Он не сопротивлялся желанию отца и блестяще окончил юридический факультет. А потом несколько лет преподавал. Но когда в 1896 году Дерптский университет предложил ему работу, он отказался. В 30 лет решил бросить юриспруденцию и стать… художником.

И все из-за двух случаев, произошедших с ним за последние 10 лет. Это были знаки, говорящие о том, что ему, Василию Кандинскому (1866—1944), нужно идти другим путём. Его предназначение совсем в другом.

Как блестящий юрист стал неумелым художником

Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование.

Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.

Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.

Зыряне

Предметы быта зырян. Музей Коми.

А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.

Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.

А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)

Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.

Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Моне. Стог сена

Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org

Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.

Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.

Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником.

2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.

Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Кандинский зимний пейзаж

Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.

Ссылка на бесплатный курс

Как неумелый художник стал гениальным новатором

Так и случилось. В Мюнхене зарождался экспрессионизм. А пейзажи Кандинского стилистически оказались, как бы мы сейчас сказали, в тренде.

Немецким художникам не было так важно умение создавать академические рисунки. А вот смелые сочетания цветов воспринимались с энтузиазмом.

Кандинский стал известным. И он продолжил работать с тем, что хорошо получалось. Пейзажи, написанные в стиле клуазонизма. Это когда одним цветом закрашены большие участки холста. Его картины чем-то напоминали витражи.

Кандинский улица бурграбенштрассе

Василий Кандинский. Улица Бурграбенштрассе в Мурнау. 1908 г. Музей искусств, Даллас

Однажды он поехал к своей подруге Габриэле Мюнтер и уже в сумерках зашёл в ее мастерскую. И он бросил взгляд на одну из работ. 

К стене была прислонена картина. На ней не было ни единого знакомого образа. Просто набор цветных пятен и линий. Но они так гармонично сочетались, что Кандинский невольно залюбовался.

Он очнулся через секунд 20 и понял, что это был его пейзаж! Он не узнал ни одного предмета, потому что… картина стояла боком!

Кандинский открытие абстракционизма

Василий Кандинский. Зимний пейзаж (повернут на 90 градусов). 1909 г. Эрмитаж.

И тут в голове что-то щелкнуло.

А кто, собственно, установил правило, что обязательно нужно изображать ЧТО-ТО? Зачем загонять себя в рамки конкретных образов и сюжетов, чтобы вызвать ощущение гармонии у зрителя?

Как бы мы сейчас сказали, пазл в голове у Кандинского сложился.

Когда-то у зырян Кандинский научился превращать картину в песню и песню в картину. Ведь цвета и линии – это словно ноты, которые, гармонично складываясь, образуют мелодию.

А «Стог сена» Моне наконец позволил прийти к простой и гениальной мысли: узнаваемый образ необязателен для того, чтобы вызвать эмоции у зрителя.

И он тут же попробовал все это воплотить в жизнь. Взял бумагу, акварель и создал гармонию без образов и пейзажей. Без деревьев и листвы. А только с помощью цвета и формы.

Так в 1910 году появилась первая абстрактная работа.

Кандинский первая абстрактная работа

Василий Кандинский. Без названия (первая абстрактная работа). 1910 г. Центр Помпиду, Париж

Как Кандинский записал себя в историю живописи

Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».

В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии. 

Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.

Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.

Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?

Клее статично-динамичная градация

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.

А вот в этой работе есть гармония?

Детский рисунок

 

Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.

Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.

Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.

Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.

Кандинский композиция vi

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж

Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!

Кандинский композиция 8

Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Ссылка на онлайн-тесты

Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир

Нельзя сказать, что Кандинский совершил грандиозную революцию в живописи.

Абстракционизм был настолько логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году появилось немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи. 

Например, Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.

Малевич чёрный и красный квадраты

Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал об этом в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.

А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы экспериментировать с цветом и формой.

Мондриан Композиция с большой красной плоскостью

Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.

А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.

Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды. 

Стол малевич

Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол «Малевич». Испания, 2016 г. Stylepark.com

В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев! Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.

Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

 

Добавить комментарий

  1. Словами вслух с досады сенью
    Ветвей стремлений, смыслами и ветром
    В потоке чувственном на водах отражений
    Щемящим звоном тени, в продолжение потока

  2. Спасибо , теперь я понял откуда взялся абстракционизм и что это такое.