«Игроки в карты» Сезанна

Поль Сезанн игроки в карты
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895 гг. Музей д’Орсе, Париж.

Полю Сезанну позировали сельские жители. Это редкий случай, когда моделями были не члены семьи художника. Ведь он работал очень медленно. 1-2 года над одной картиной!

Возможно, Сезанн неспроста выбрал сюжет с картами. Во время карточной игры люди сидят достаточно долго в одной позе. К тому же крестьяне умели терпеливо позировать.

За 5 лет Сезанн создал 5 картин с игроками в карты. Одна из самых известных находится в музее д’Орсе в Париже (в качестве главной иллюстрации).

Есть «Игроки» и в Нью-Йорке, и в Лондоне. Буквально разбросаны по всему миру!

Авторские реплики Сезанна «Игроки в карты»
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895 гг. Слева: Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Институт искусства Корто, Лондон.

Но вернёмся к работе из Парижа.

Поль Сезанн игроки в карты
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895 гг. Музей д’Орсе, Париж.

Как всегда, поражает цветовая гамма Сезанна. Пиджак игрока слева не просто коричневый. Он соткан из зелёных, фиолетовых, бежевых мазков.

А шляпа игрока справа — из белых, желтых, красных и голубых.

Сезанн не гнался за реалистичностью.

Фигуры мужчин сильно вытянуты. Стол перекошен. Правая его ножка и вовсе частично не прорисована. Как будто художник вёл кисточкой по холсту, и краска закончилась.

Почему именно так он нарисовал стол, сложно понять. Но мы попытаемся.

Дело в том, что Сезанн очень хотел передать суть предмета. Таким, какой он есть. Без иллюзий и наносного в виде прямой перспективы и ярких гладких цветов.

В этом он чем-то близок к иконописи.

Посмотрите на книгу в руках святого. Художник показал ее как бы с разных сторон: и сбоку, и сверху.

Чтобы была непременно видна ее толщина. И заодно тяжесть чувствовалась.

Икона «Никола Липенский»
Икона «Никола Липенский». 1294 (создана для монастырской церкви Николы на Липне). Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.

Сезанн тоже писал стол так, чтобы передать его текстуру, его реальные свойства. Поэтому показывает его и сбоку, и сверху. Отсюда — перекошенность и небрежность.

Самое удивительное, что скорее всего Сезанн не видел икон в византийском стиле. И к такой манере письма он пришёл, не испытав на себе их влияния.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу