«Щегол» Фабрициуса. Картина забытого гения

Фабрициус щегол
Карел Фабрициус. Щегол. 33,5 х 22,8 см. 1654 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага

«Он (Фабрициус) был учеником Рембрандта и учителем Вермеера… И это крошечное полотно (картина «Щегол») — то самое недостающее звено между ними».

Цитата из романа Донны Тартт «Щегол» (2013 г.)

До выхода в свет романа Донны Тартт мало, кто знал такого художника, как Фабрициус (1622-1654 гг.) А тем более его маленькую картину «Щегол» (33 х 23 см).

Но именно благодаря писательнице мир вспомнил его. И заинтересовался его картиной.

Фабрициус жил в Нидерландах в 17 веке. В Золотой Век голландской живописи. При этом был очень талантлив.

Но о нем забыли. Это искусствоведы считают его важной вехой в развитии искусства и пылинки сдувают с «Щегла». А обычные люди, и даже любители живописи мало, что о нем знают.

Так почему же так произошло? И что особенно в этом маленьком «Щегле»?

В чем необычность «Щегла»

К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он – птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.

Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в 17 веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.

«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.

Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.

Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?

Фабрициус Щегол фрагмент
Карел Фабрициус. Щегол (фрагмент). 1654 г. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага

Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.

В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.

Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не «в фокусе». Как будто птичка шевелится и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не импрессионизм?

Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.

Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное – значит четкое.

Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.

Ван хогстратен обманка
Сэмюэл Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка. 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды

Если мы приблизим изображение, то четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.

Ван хогстратен обманка деталь
Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка (деталь). 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды

В чем особенность Фабрициуса

Фабрициус учился у Рембрандта 3 года в Амстердаме. Но быстро выработал свою собственную манеру письма.

Если Рембрандт предпочитал писал светлое на темном. То Фабрициус писал темное на светлом. «Щегол» в этом плане – типичная для него картина.

Особенно эта разница между учителем и учеником заметна в портретах. По качеству которых Фабрициус не уступал Рембрандту.

Слева: Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654 г. Национальная лондонская галерея. Справа: Рембрандт. Автопортрет. 1669 г. Там же.

Рембрандт не любил дневной свет. Создавая свой собственный мир, сотканный из ирреального, волшебного свечения. Фабрициус же отказался писать в такой манере, предпочитая дневной свет. И воссоздавал он его очень умело. Достаточно взглянуть на «Щегла».

Этот факт о многом говорит. Ведь когда ты учишься у великого мастера, всеми признанного (ещё тогда признанного), у тебя большой соблазн копировать его во всем.

Так и поступали многие ученики. Но не Фабрициус. Эта его «строптивость» говорит лишь об огромном таланте. И желании идти своим путём.

Потом художник переехал в Дельфт. Именно в этом городе в это же время жил Ян Вермеер.

Если даже Вермеер не был его официальным учеником, он однозначно попал под его влияние. Переняв некоторые его приемы. Умение передавать жизнь с помощью трепета мазков. А ещё потрясающий дневной свет. Который так мягко обволакивает предметы и людей.

Да и светлые стены мы встречаем у Вермеера. На фоне которых фигуры становятся ещё объемнее, а цвета ярче.

Вермеер молочница
Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам

Трагическая гибель Фабрициуса

Фабрициус трагически погиб в 32 года. Это произошло совершенно по независящим от него причинам.

На случай внезапного вторжения в каждом голландском городе находился пороховой склад. И вот в октябре 1654 года произошёл несчастный случай. Этот склад взлетел на воздух. А вместе с ним и треть города.

Фабрициус в это время работал над портретом в своей мастерской. Там же находилось много других его работ. Он был ещё молод, и работы ещё не так активно продавались.

Лишь 10 работ уцелели, так как были на тот момент в коллекциях их владельцев. В том числе «Щегол».

«Щегол» Фабрициуса. Картина забытого гения
Эгберт Ван дер Пул. Вид Дельфта после взрыва. 1654 г. Национальная лондонская галерея

Если бы не его внезапная смерть, уверена, что Фабрициус сделал бы ещё немало открытий в живописи. Может, он бы ускорил развитие искусства. А может, оно пошло бы немного иначе. Но не сложилось…

А «Щегла» Фабрициуса никогда не крали из музея, как описано в книге Донны Тартт. Он благополучно висит в музее Гааги. Рядом с работами Рембрандта и Вермеера.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...