Музы художников. 5 самых красивых историй любви

Боттичелли рождение венеры

Тонко чувствующие и эмоциональные художники умеют любить. А еще они могут увековечить своих любимых.

Они вошли в историю, как самые красивые, самые загадочные, самые талантливые или самые верные музы.

Вот 5 настоящих историй любви и страсти, которые дадут фору любому книжному роману.

  1. Самая красивая муза. Боттичелли и Симонетта Веспуччи

Боттичелли портрет молодой женщины
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Симонетта считалась самой красивой женщиной Флоренции. Все восхищались ею. В том числе Боттичелли.

Она была замужем за родным братом мореплавателя Америго Веспуччи. Того самого, в честь которого американский континент получил своё название. 

Боттичелли млел от ее красоты на расстоянии. Но, увы, недолго. Она умерла в 23 года от чахотки. Но даже после смерти она продолжала вдохновлять Боттичелли.

Раз за разом он рисовал ее лицо то в образе Венеры, то Мадонны. С каждой картины на нас смотрит она, прекрасная Симонетта.

Слева: Фрагмент картины «Рождение Венеры». 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция. Справа: Фрагмент картины «Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелом». 1490 г. Национальная галерея Лондона.

Ее красота поражает современного зрителя. Потому что соответстует нашим представлениям о прекрасном.

В эпоху возрождения внешняя красота была превыше всего. После мрачных средних веков люди наконец позволили себе любоваться  красивым лицом и телом.

В наше время культ внешности тоже возобладает. Поэтому Боттичелли нам так близок и понятен. Хотя разделяет нас 5 веков.

  1. Самая реалистичная муза. Елена и Караваджо 

Караваджо Марфа и Мария Магдалина
Караваджо. Марфа и Мария Магдалина. 1598 г. Музей искусств, Детройт, США

Она жила в неблагополучном районе Рима и имела репутацию девушки лёгкого поведения. Но Караваджо было глубоко плевать на домыслы. Он безумно любил Елену. 

Она позировала ему для образов Мадонны. И та выходила живая, настоящая. Он не приукрашивал – писал ее в простом платье с босыми ногами. 

Караваджо Мадонна со змеей
Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Это уже красота не кукольная и идеализированная, как у Боттичелли. Это красота живой женщины, которая дышит и разговаривает. Но Караваджо это дорого стоило.

Публика злилась и настаивала, чтобы «девку» вынесли из церкви. И картины убирали подальше. 

Однажды недоброжелатели Караваджо избили беременную Елену. Ребёнка она потеряла. Взбешённый Караваджо искал повод выплеснуть свой гнев. И в одной из уличных драк убил своего давнего недруга. 

Он бежал из Рима. Родственники убитого преследовали его, хотели отомстить. 

В бегах он узнал о смерти Елены. И решил больше не сопротивляться судьбе. Предположительно, он сдался на милость преследователям. Они его не пощадили.

Тело Караваджо так и не нашли.

  1. Самая загадочная муза. «Венера» и Веласкес

Веласкес был приближенным придворным короля. Тот доверял ему выносить за собой горшки. А ещё отправил в качестве дипломата в Италию на долгих 4 года. Ему было все равно, что в Испании у Веласкеса осталась семья. 

Конечно, ни один мужчина не выдержит такого долгого воздержания. В Италии у него появилась муза.

Мы никогда не узнаем ее имя. И даже ее лицо мы с трудом различаем на картине «Венера перед зеркалом».

Веласкес Венера перед зеркалом
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг. национальная галерея Лондона

Венерой она названа условно. Очевидно, что это реальная женщина. Красивая, но реальная. Как и Караваджо, Веласкес жил в эпоху барокко. Тогда жизненность и реалистичность были главными атрибутами мастерства.

Но вот какое дело – ее красота подтолкнула Веласкеса на преступление.

Испанские законы 17 века запрещали изображать обнаженную натуру. Даже если это богиня, рядом с которой изображён купидон.

За это инквизиция отправляла на пытки. Но страсть и желание запечатлеть возлюбленную были сильнее. 

Веласкесу повезло. Его картину приобрёл премьер-министр Испании. Она была надежно спрятана от посторонних глаз на родине художника.

  1. Самая талантливая муза. Берта Моризо и Эдуард Мане

Мане портрет моризо
Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1873 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Они могли бы быть идеальной парой. Оба из аристократических семей. Оба художники. К тому же влюбленные друг в друга.

Эдуард Мане был вдохновителем всех импрессионистов. Он смело экспериментировал с цветом и формой. Берта шла по его стопам. Но не копировала, а выработала собственный стиль.

Он восхищался, хвалил. Писал один ее портрет за другим.

Мане портрет Берты Моризо отдых
Эдуар Мане. Отдых. Портрет Берты Моризо. 1870 г. Музей Род-Айлендской школы дизайна

Он мог закончить картину за один-два сеанса, буквально на одном дыхании. Она была идеальной музой.

Эти портреты также полны цветовых контрастов, которыми увлекался Мане. Светлая кожа Берты или ее светлое платье на темном фоне.

Но Мане, новатор в живописи, в личной жизни был очень нерешителен. Он был женат и так и не развелся ради Берты. И слишком уважал ее, чтобы сделать любовницей. 

Их любовь дальше портретов и задушевных бесед не пошла. Берта вышла замуж за его родного брата, когда ей было за 30.

  1. Самая верная муза. Жанна Эбютерн и Модильяни

Модильяни Жанна Эбютерн
Модильяни. Портрет девушки. Жанна Эбютерн (фрагмент). 1817 г. Частная коллекция

Модильяни влюбился, едва заметив Жанну в кафе. Она тоже рисовала и пришла пообщаться с художниками. Молоденькая, обаятельная, с густыми длинными волосами. День знакомства стал их первым днем совместного проживания.

Он написал десятки ее портретов в своем неповторимом стиле. Миндалевидные глаза и каштановые волосы Жанны гармонировали с вытянутостью форм и четкостью линий.

Модильяни Жанна Эбютерн сидящая перед дверью
Амадео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью. 1919 г.

Она родила ему дочь и ждала второго ребёнка. Он готов был жениться. Но не успел.

Однажды он вышел из кабака в холодный вечер, расстегнув пальто. Он сильно простыл и умер через 3 дня от пневмонии.

Жанна была оглушена смертью любимого. За ней присматривал ее брат. Но это не помогло. Не помня себя от горя, она выпрыгнула в окно. Она была на 8 месяце беременности.

Нет повести печальнее на свете… Утешаешься тем, что Шекспир выдумал свою историю любви. А эта история о Жанне и Модильяни – самая настоящая…

***

Что все эти женщины чувствовали и думали, когда любящий мужчина писал их? Понимали ли они, что они войдут в историю? Что их имена и лица будут пристально изучать и рассматривать 200, 300 и даже 500 лет спустя. Возможно. А может и нет. Просто любили и не думали о вечном.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...