Моне и его Дама с зонтиком

Моне женщина с зонтиком
Клод Моне. Женщина с зонтиком (смотрящая налево). 1886 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картина Клода Моне “Женщина с зонтиком”, выставленная в музее Д’Орсе в Париже – моя самая любимая. Поэтому я никак не могла не написать о ней. Тем более, что связанная с ней история весьма загадочна.

Конечно, я не могла не задуматься, кого изобразил художник. Сначала пришёл в голову самый очевидный ответ: свою жену Камиллу. Ведь её образ так узнаваем, особенно по зеленому зонтику. Моне не раз изображал её именно с этим аксессуаром.

Картины Клода Моне: 1. Слева: “Маки”, фрагмент. 1873 г. Музей Д’Орсе. 2. Посередине: “На лугу” 1876 г. Частная коллекция. 3. Справа: “Камилла с зонтиком” 1876 г. Частная коллекция.

Однако потом понимаешь, что Камилла Моне никак не могла позировать для этой картины. Ведь “Женщина с зонтиком” была написана в 1886 году, а Камилла умерла в 1879 году.

И почему картина 1886 года так похожа на картину 1875 года, для которой Камилла на самом деле позировала? Даже название картины идентичное.

Клод Моне прогулка
Клод Моне. Прогулка или Женщина с зонтиком. 1875 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Впоследствие я выяснила, что в 1886 году для картины “Женщина с зонтиком” позировала дочь второй жены художника Алисы Гошеде – красавица Сюзанна.

Зачем Моне изобразил другую женщину в такой же позе и при таком же ракурсе и даже с очень похожим зонтиком, но 11 лет спустя?

Так проявилась его тоска по жене? Или это просто очередная серия картин художника, как его серии со стогами сена, английским парламентом или кувшинками?

Кстати, в пользу гипотезы создания серии картин говорит ещё одна картина того же 1886 года – “Женщина с зонтиком, повернувшаяся направо”. Она также выставлена в музее Д’Орсе.

Моне женщина с зонтиком смотрящая направо
Клод Моне. Женщина с зонтиком (смотрящая направо). 1886 г. Музей Д’Орсе, Париж.

С другой стороны – Моне создавал серии картин подряд, пусть даже и в течение десятилетий (как в случае с кувшинками, которые он рисовал с конца 19 века и до конца жизни).

Однако в данном случае картину с Камиллой и её аналог разделяет целых 11 лет!

Я больше склоняюсь к тому, что создание картины с тем же сюжетом – это скорее проявление особых чувств художника к своей рано ушедшей из жизни жене.

Как описывают его современники, Моне в житейском плане был довольно слабохарактерным человеком (несмотря на то, что как художник он был упорным, трудолюбивым и сумевшим через всю жизнь пронести свой самобытный стиль в живописи).

О слабости его характера в личных отношениях говорит его неоднозначный поступок по отношению  к жене. Против брака Моне и Камиллы были его родители.

Когда ситуация с деньгами была совсем отчаянной, он согласился оставить жену по настоянию своей семьи ради получения хоть какой-то материальной поддержки с их стороны. Оставил он её почти без средств к существованию, будучи беременной их вторым ребёнком.

Камилла была девушка мягкая и покладистая. Она не устраивала скандалов, не требовала к себе лучшего отношения. Возможно, такое предательство со стороны мужа окончательно подорвало её здоровье, и она умерла вскоре после родов в возрасте 32 лет.

На мой взгляд, воссоздание её образа с таким символичным зонтиком – это попытка загладить свою вину перед женой, в очередной раз увековечив её образ.

Во всяком случае, такой возврат к сюжету говорит о том, что её образ так и остался в душе художника-импрессиониста. Несмотря на все попытки более властной и своенравной второй жены Алисы Гошеде вычеркнуть Камиллу из жизни мужа.

Качественную репродукцию картины «Камилла с зонтиком» можно заказать вот здесь.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...