“Чёрный квадрат” Малевича. Почему это шедевр

Малевич чёрный квадрат

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый.

Нельзя придумать ничего проще, чем чёрный квадрат. Нет ничего легче, чем нарисовать чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.

Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!

Как возникло такое “недоразумение”? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?

Очевидно, в “Чёрном квадрате” есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это “что-то” обнаружить.

1. “Чёрный квадрат” не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить “Чёрный квадрат”, потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

“Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.

К тому же “Чёрный квадрат” НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.

Существует четыре “Чёрных квадрата”

Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”.

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи.

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930—1932 гг. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923 г. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

“Чёрный квадрат” закрывает ещё две картины

На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде “Дамы у фонарного столба”.

Малевич дама у фонарного столба

Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.

Малевич точильщик

Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в “Чёрном квадрате”.

2. Сильная теория сильной личности

“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.

Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, — как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.

Джотто поцелуй Иуды

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

“Чёрный квадрат” — главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915 г. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

 

Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые “слова”. Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург. 

 

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, “поиграл” в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932 г. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея.

 

Так что “Чёрный квадрат” — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

3. Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Малевич портрет жены художника

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org

 

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

 

Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).

 

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий обложка книги

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).

[easy-image-collage id=7495]

Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005—2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.

4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение и почему он все-таки шедевр

Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили художники Эпохи Возрождения.

Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится — не нравится. Красиво — не красиво. Реалистично — не реалистично.

Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.

Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я так тоже могу” и прочее.

А теперь оцените “Чёрный квадрат” как букву алфавита. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля.

Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только вместе с тем пространством, которому он служит.

PS.

Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.

Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.

Правда, через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезде сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.

Больше никаких выставок. Никакого супрематизма. В СССР возможен только соцреализм.

Художник умер от рака в 1935 году.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копенкина

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Добавить комментарий

      • “противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.” – Не верно: – горизонтальные стороны, ПАРАЛЛЕЛЬНЫ друг другу !

  1. Очень грамотная статья!) Но вообще Малевич настолько неоднозначен, что о нем можно говорить и говорить. Пишу большую работу о нем в институте и с головой погрузилась в его творчество. Всем реально советую почитать статью https://artifex.ru/живопись/казимир-малевич-картины/

  2. читал другую версию появления “первого черного квадрата” – г-н Малевич на спор обещал, к очередной выставке художников, как бы создать картину всех картин, итог, или вершину всякого творчества, как бы такое, чтобы после него ничто уже не могло стать даже рядом. Одним словом – супер (супрема)! И сроку этого пари было у Малевича почти год. Время шло. Всякие идеи и начинания им же тут же и отвергались – не то, такое уже было, пусть похожее, все могло иметь развитие или продолжение… Неумолимо приближался срок, супер шедевр не давался. Отчаяние ве чаще вводило в хандру. И вот уже в ночь на сдачу работы именно отчаяние вело его рукой, закрашивающей смесью черных красок так и не родившееся совершенство. В полной прострации понес бедокур свой позор, чтобы сдаться и быть освистанным. Вы же помните знаменитое: “Художника так легко обидеть”. Ан нет! В именно тот день на публике не нашлось знаменитого мальчика с его “а король-то голый!…” Моноцвет и впрямь оказался неким подобием “итога всяких стараний”. Причем настолько вовремя для приунывшего было автора, что тот на радостях и не без гордыни наваял еще с десяток фигур, чем, собственно, сам, своими руками и уничтожил саму идею то ли “итога”, то ли самого-самого “супер” – ведь, как говорят, лучшее по определению не может иметь превосходной степени.

    • Victor, добрый день! Да, правдоподобная версия создания «Чёрного квадрата». И главное, Вы так увлекательно это описали! Спасибо!

  3. Черный квадрат – это величайший лохотрон! Пока есть лохи – будут и “Черные квадраты” .

    • Costa Kevin, не согласна с Вами. Просто на Чёрный квадрат нужно смотреть не с точки зрения ЭСТЕТИКИ (тогда, да, у Вас он вызовет недоумение), а с точки зрения ИДЕИ. И обязательно учитывать ВРЕМЯ, когда Малевич его создал. А время было переломное. СКОРОСТЬ жизни и производства требовала другого искусства и другого дизайна. Завитушки Ар-нуво уже не подходили для энергичных людей. Именно Малевич это почувствовал. Именно он повлиял на коренное изменение дизайна во всем мире.
      Недаром люди сейчас предпочитают носить чёрное и серое, лаконичное и без лишних деталей. Никому уже не нужны кринолины, сложные костюмы-тройки и цилиндры. Все дело рук «Чёрного квадрата»;)

      • О Боже…!!!!! Сколько можно вдалбливать? “Чёрный квадрат – это живописный ИДЕАЛ ! ИДЕАЛ, с точки зрения ЭСТЕТИКИ !!!

  4. Я могу нарисовать так же за полминуты. Почему Малевича знают, а меня нет? Это несправедливо.

  5. Спасибо за историю произведений!
    Интересно!
    Читаю все Ваши статьи с большим интересом.

    • Любовь, не за что! Очень приятно, что мой блог приносит Вам радость!

  6. Огромное спасибо за информацию о художнике. НЕМНОГОСЛОВНО и интересно. Жду новых знаний

    • Сим, Буду признательна, если напишите, где хранится пятая. Или Вы имеете в виду малую версию из письма другу?

  7. Спасибо большое. Очень интересная статья, даже не подозревала о том, что эта картина настолько повлияла на развитие нашего восприятия и на культуру в общем. Вы знаете, вы правы!

    • Да, я очень хочу, чтобы ушли в небытие нелестные фразы про «Чёрный квадрат» типа «Это лохотрон». Очень рада, что Вы стали понимать Малевича. Думаю, он этого заслуживает).

  8. Это фантастика!
    Надо было подготовить доклад о самом интересном) а тут уже всё ЕСТЬ!)
    Спасибо большое за вашу работу

  9. “Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича.” – кстати, это интересная тема: русский авангард не имел продолжения в “высоком” искусстве, зато нашел себя в искусстве прикладном – графическом дизайне и т.д., то есть, в массовой культуре. Но тогда получается, что в эстетическом плане авангардисты сделали не шаг вперед, а скачок назад…

    • Михаил, есть доля правды в Ваших словах: вообще искусство 20 века – редко про эстетику. Больше про идеи и смысловую нагрузку.

  10. Здравствуйте, Оксана! Спасибо вам за просвещение.Могу поделиться еще одной версией о появлении черного квадрата. Если следовать этой версии, Малевич всего лишь плагиатор.
    …Черный квадрат» первым написал не Малевич, а французский поэт Било, назвав картину «Битва негров в туннеле»
    В 1882 году (за 33 года до «Черного квадрата» Малевича) на выставке «Exposition des Arts Incohérents» в Париже поэт Пол Било представил картину «Combat de nègres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). Правда это был не квадрат, а прямоугольник.
    Французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он развил её в 1893 году, назвав свой черный прямоугольник «Combat de nègres dans une cave, pendant la nuit» («Битва негров в пещере глубокой ночью»)…Альфонс Алле не только пошутил раньше, но и однозначно высмеял все возможные претензии на высокохудожественность.(С)

    • Марина, да, Чёрные квадраты изображали и до Малевича. Но именно его Квадрат так сильно отобразил грядущие в мире изменения (и даже можно сказать в чем-то на наш мир повлиял). Ведь по сути именно Квадрат Малевича – это водораздел между эпохой кринолинов и виньеток и эпохой минимализма и крайне простых форм и цветов.

  11. Здравствуйте, Оксана!

    А мне видится, что история создания “Черного квадрата” Вами совсем не раскрыта.
    Даже не знаю, как это так у Вас получилось… Есть не то что “правдоподобная версия”, а неоднократно описанное и фотозадукоментированное событие, к тому же, имеющее множество римейков на протяжение последующего времени.

    Картина “Черный квадрат” создана Малевичем как основной символ в процессе создания декораций к футуристической опере “Победа над солнцем” 1913-1915 года Санкт-Петербург. Авторы: А.Е. Крученых (текст) и М.В. Матюшин (музыка). Пролог к опере написал В.В. Хлебников, первым оформителем стал К.С. Малевич.

    Опера отражает грядущие масштабные перемены в русской и всемирной истории: старый мир рушится на глазах, идет кровавая 1-ая мировая война, чувствуется дыхание революций.

    Если вкратце, то сюжет оперы сводится к борьбе “прогрессивных людей будущего” – “будетлян” против довлеющих над свободой “сил природы”. В первую очередь солнца, как источника всемирного тяготения.

    “Черный квадрат” представляется в опере как полная противоположность, антогонист, солнечному кругу.

    Это фактическая сторона вопроса, о её метафизической, духовной составляющей ниже.

  12. Рассмотрим основные посылы оперы “Победы над солнцем”:

    1. Разрушение изжившего себя (по мнению создателей) старого мира в его различных проявлениях одновременно: старого классического театра, литературного языка, музыки и изобразительного искусства.
    Разбить прошлое на осколки!

    К слову сказать, и язык оперы (Крученых), и музыкальное сопровождение (Матюшин), представляющее собой игру на расстроенном рояле в сочетании со звуками пальбы пушек, рева двигателей и т.п., были не менее революционными и шокирующими публику, чем декорации Малевича.

    2. В этом прогрессивному новому человечеству поможет технический прогресс, машины, которые и обеспечат “победу техники над космическими силами и биологизмом” (пояснение авторов). Малевич создал 12 огромных декораций к опере изобразающих детали машин.

    3. Возникновение из обломков прошлого нового футуристического мира – того, что никто и никогда ранее не видел и не слышал. Где люди, свободные от гнёта всемирного тяготения, давления старых норм искусства и общества, ходят “вниз котелками” и т.д.

    4. В финале всеобщая катастрофа, сплошной шум и хаос. Вывернутое наизнанку солнце превращается в черный квадрат. Всё. Занавес.

    Что-же, это было, действительно, верное ощущение духа времени и предчувствие грядущих колоссальных перемен.

    Напомню, уже идет 1-ая мировая, на пороге русская (а также германская и австро-венгерская) революция, крушение трёх империй, и следующая затем гражданская война в России… Огромные жертвы…
    Вот уж, дейстивтельно, крушение старого мира и погружение в хаос!

  13. А теперь, непосредственно о нашем герое – роли “Черного квадрата” в постановке оперы “Победа над солнцем”.

    Где бы Вы думали, физически находится “Чёрный квадрат” в постановке?

    1. В хорошо заметном, центральном, “главном” углу комнаты на сцене, чуть выше уровня человеческого роста. В том месте, где житель Российской империи того времени (1915 год) привык видеть иконы. Другими словами, в “красном” углу.

    Сам художник совершенно так же располагал свою работу на последующих выставках.

    Т.е. тут налицо сознательное противопоставление “Чёрного квадрата” христианству, вере людей, божестенному началу.

    И как показательно дальнейшее название “Чёрного квадрата”, принятое в искусствоведении – “икона русского авангарда” и даже более того “икона ХХ века”. И сам Малевич называл “Черный квадрат” иконой.

    2. А в конце оперы, “вывернутое наизнанку” солнце превращается в черный квадрат.

    А ведь что такое Солнце, для людей живущих на Земле?

    Хоть с точки зрения практически любой религии (от языческих култьтов и верований древнего Египта до христианства), хоть с естественно-научной, сугубо материалистической точки зрения, Солнце – это источник Жизни, ведь оно дает свет, тепло, энергию для жизни растений. Без Солнца нет жизни, без него она попросту невозможна! И с этим, вряд ли, кто-нибудь не согласится!

    А что такое отсутствие Солнца?

    Это отсутствие света, тепла и жизни. Иными словами – беспросветный мрак, холод, пустота и смерть… Можно сказать чёрная дыра… Или “Чёрный квадрат”…

    Как тут не вспомнить о материалах, которые использовал Малевич (осознанно или нет) в создании своей работы: “жженая кость, чёрная охра и ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка, а также мел” – то есть символы смерти и разложения…

  14. И вот теперь, наконец-то, нам становится понятно, что такое “Чёрный квадрат”…

    Это не “мазня”, не “шедевр” и не “лохотрон” как многие о нём думают.

    Это символ. Символ очень сильный и по-настоящему страшный. Именно поэтому он так притягивает внимание.

    Это “антиикона”. Это ничто. Это пустота. Это смерть и небытие.

    Поэтому, “Чёрный квадрат” прямопротивоположен и христианскому в своих корнях Возрождению, начиная с Джотто, и классической живописи, прославляющей красоту героев, античных богов и человеческого тела, и, даже, импрессионизму с его воспеванием гармонии света и прекрасного мгновения жизни.

    Осознавал ли всё это Малевич, создавая своё произведение?
    Мне представляется, что лишь отчасти.

    Вот что такое “Чёрный квадрат”. Это нужно понимать.
    А вот как относиться к нему, тут каждый должен сделать свой личный выбор…
    И выбор этот очень важный.

    А Вы на чьей стороне? На стороне Солнца? Или на стороне “Чёрного квадрата”?

    • НБ, Просто замечательные дополнения! Очень ценные. Спасибо!

    • НБ. Спасибо Вам большое за удивительно интересные комментарии, они заставляют думать, чувствовать, выбирать… И, конечно, очень полезны для познания!

  15. Оксана, огромное спасибо Вам за этот труд! Это просвещение, познание нового, оценка прошлого. Желаю Вам вдохновения и сил для создания новых страниц Вашего Дневника живописи…

  16. Удивляет, что Малевичу вообще разрешили выехать в Париж и не арестовали раньше. А так спасибо за просвещение.

  17. Если это шедевр, то не надо объяснять почему черный и квадрат. И подобных вопросов не возникало бы. Все притянуто за уши. Это просто черный квадрат. :))))

    • Ох, если бы просто Чёрный квадрат. Тогда каждый бы из нас смог его нарисовать и продать за миллионы долларов. Но вряд ли же получится, правда? Он уже наделён смыслами, которые не отнять. И это признано миром. Смиритесь, Вам этого уже не изменить.

  18. От руки не получится , что бы все было перпендикулярно и параллельно. Он же рисовал, не чертил :) И цвет не может быть однородным на всем рисунке, даже если краска одна и та же и ее много было. Плотность холста разная, кисть истерлась, краска подсохла или разбавил по жиже. :) Хороший маркетолог всегда сможет объяснить почему старый йогурт хуже нового :)

  19. Еще можно на белом фоне поставить голубую точку или провести черту и развить по этому поводу целое направление!. С точкой на холсте можно проделать тоже самое, что с квадратом Малевича )). Мое личное мнение – черный квадрат это ерунда, которую обожествили в мире людей. И мне все-равно, что весь мир говорит о шедевре, для меня это не так! А медитировать и придумывать можно над любой точкой или фигурой, если у вас фантазия работает! Все что вы наделяете смыслом и несет для вас смысл. Кто-то не видит смысла в квадрате Малевича и для него это не шедевр, а кто-то видит в нем черную дыру или смерть и готов отвалить миллиарды).

  20. Уведомление: В Новой Третьяковке впервые выставили два "Черных квадрата" Малевича одновременно. Объясняем, какая в них разница - Новости сегодня