Маки Клода Моне. 3 загадки картины.

Моне маки
Клод Моне. Маки. 1773 г. Музей Д’Орсе, Париж

“Маки”, одну из самых известных работ Клода Моне, я увидела в музее Д’Орсе. Однако тогда не рассмотрела её как следует. У меня, как поклонника импрессионизма, просто разбежались глаза от всех тех шедевров, которые есть в этом музее!

Позже, конечно, я уже рассмотрела “Маки” как следует. И обнаружила, что в музее даже не заметила несколько интересных деталей. Если посмотреть на картину повнимательнее, у вас наверняка возникнет как минимум три вопроса:

  1. Почему маки таких больших размеров?
  2. Зачем Моне изобразил две почти одинаковые пары фигур?
  3. Почему художник не прорисовал небо на картине?

Отвечу на эти вопросы по порядку.

1. Почему маки такие большие?

Маки изображены очень крупными. Большая их часть – с голову изображённого ребёнка. А если взять маки с заднего плана и приблизить к фигурам на переднем плане, то они и вовсе будут крупнее головы как ребёнка, так и изображённой женщины. К чему такая нереалистичность?

На мой взгляд, размер маков Моне осознанно увеличил: так он в очередной раз предпочёл передать яркое зрительное впечатление, а не реалистичность изображаемых объектов.

Здесь, кстати, можно провести параллель с его техникой изображения кувшинок в поздних работах.

Посмотрите для наглядности на фрагменты картин с кувшинками разных годов (1899-1926 гг.). Верхняя работа – самая ранняя (1899 г.), нижняя – самая поздняя (1926 г.). Очевидно, что со временем кувшинки становились все более абстрактными и менее прорисованными в деталях.

Видимо “Маки” – это лишь предвестник преобладания абстракционизма в поздних картинах Моне.

Картины Клода Моне. 1. Вверху слева: Кувшинки. 1899 г. Частная коллекция. 2. Вверху справа: Кувшинки. 1908 г. Частная коллекция. 3. Посередине: Пруд с кувшинками. 1919 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 4. Внизу: Лилии. 1926 г. Музей искусства Нельсон-Аткинса, Канзас Сити.

2. Почему на картине две пары одинаковых фигур?

Оказывается, для Моне было также важно показать движение в своей картине. Он этого добился необычным способом, изобразив еле просматриваемую тропинку на холме среди цветов, как бы протоптанной между двумя парами фигур.

Внизу холма с маками изображены жена Камилла и сын Жан. Камилла традиционно изображена с зелёным зонтиком, так же как и на картине  “Женщина с зонтом”.

Наверху на пригорке – другая пара женщины и ребёнка, для которых скорее всего также позировали Камилла с сыном. Поэтому две пары так и похожи.

моне прогулка
Клод Моне. Маки. Фрагмент. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Эта пара фигур на холме изображена возможно исключительно для визуального эффекта движения, к которому так стремился Моне.

3. Почему Моне не прорисовал небо?

Ещё один примечательный момент в картине: обратите внимания, как плохо прорисовано небо вплоть до оставленных голых участков холста.

Моне небо
Клод Моне. Маки. Фрагмент. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Я могу предположить, что дело в самой технике импрессионизма: Моне писал картины за считанные часы и даже минуты, чтобы изобразить игру света и красок в определённый момент суток. Поэтому на все элементы пейзажа не всегда хватало времени. Проработка всех деталей – удел студийной работы, а не работы на открытом воздухе.

Кстати, картина “Маки” была также выставлена на первой выставке импрессионистов 1874 года, о которой я более подробно писала в статье “Впечатление” Моне как рождение импрессионизма в живописи”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...