«Любительница абсента». Картина Пикассо об одиночестве

Пикассо любительница абсента

Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Любительница абсента» хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Она хорошо известна по всему миру. Это признанный шедевр молодого Пикассо.

Но назвать сюжет картины оригинальным сложно. И до Пикассо многие художники любили тему одиночества и опустошения. Изображая людей со взглядом в никуда за столиком в кафе.

Таких героев мы встречаем и у Мане, и у Дега.

Слева: Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Орсе, Париж. Справа: Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г. Национальная галерея Вашингтона 

Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна. Он не раз изображал одиноких женщин за рюмкой. Вот лишь две из них.

Слева: Любительница абсента. 1901 г. Художественный музей в Базеле. Справа: Пьяная уставшая женщина. 1902 г. Художественный музей в Берне

Так в чем же выражается шедевральность именно этой картины?

Стоит посмотреть на неё пристальнее.

Детали «Любительницы абсента»

Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.

Пикассо охотно деформировал фигуры героев. Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки.

Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.

Любительница абсента фрагмент

Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.

Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.

Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.

Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?

Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.

Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».

Пикассо абсент 1901 год

Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.

Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.

Сюжет вне времени

И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей.

Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.

А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.

Цветовое решение тоже говорящее. Синий спокойный цвет и неприятный красный оттенок. Женщина балансирует между здравым смыслом и галлюцинаторным миром абсента. Победит, конечно, второе. Позже.

Вообще все детали картины подчеркивают душевное состояние героини. Кратковременное удовольствие от напитка на фоне жизни, которая трещит по швам.

Мы сразу понимаем, что в этой жизни нет любимых, по-настоящему родных. Нет работы, приносящей радость.

Есть только уныние и одиночество. Поэтому алкоголь все больше затягивает. Помогает жизнь разрушить.

В этом и гениальность этой картины. Пикассо удалось очень пронзительно показать человека в процессе разрушения его жизни.

И не важно, в какой век это происходит. Это сюжет вне времени.  Это картина не о конкретной женщине. А обо всех людях с подобной судьбой.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Девочка на шаре». Почему это шедевр».

Автор: Оксана Копенкина

4 thoughts on “«Любительница абсента». Картина Пикассо об одиночестве

  1. Ох, у меня такие сложные отношения с Пикассо. Я готовлю сейчас небольшое видео о его картине “Герника”, я совершенно не принимаю её. Но я не специалист, у меня нет, возможно, необходимых знаний, только чувства и эмоции. Потому позвольте обратиться к Вам с просьбой о мнении. Как Вам Герника?

  2. Вопрос. Когда картина считается оконченной – вставлена в раму, художник поставил подпись, выставлена на обозрение? Что видит зритель? Каждый своё или толкование экскурсовода……Картина закончена тогда, когда смотрящий проник в замысел художника или даже в его чувствование происходящего и выраженного на полотне. Ломанные линии Пикассо – переломный момент бытия по физике Ньютоновой на бытие по физике квантовой .А после В этот переходный период любая жестянка , или резанное полотно выдаются за произведение искусства. Что же будет дальше?

  3. Добрый день! Видела «Гернику» вживую лишь однажды лет 10 назад. Тогда тоже не поняла, почему шедевр и люди толпятся. Только сейчас начала что-то понимать. Попробуйте поискать в «Гернике» не эстетику, а философию. Монохромность – как символ того, что война вытравляет цвет из жизни. А символичные фигуры помогают сосредоточиться не на конкретной жертве войны, а вцелом на том, что война делает с этим миром… Ещё рекомендую посмотреть видео про «Гернику» Паолы Волковой.

  4. Интересное размышление… сейчас сложно понять, какой художник – истинный проводник, а кто ничего не значит. Только время покажет. Гениальные художники забегают вперёд, и мы не всегда поспеваем понять, что же они хотели сказать. И не важно, какие они при этом используют для этого средства. После изобретения фотографии, копировать реальность им стало совсем не интересно.

Добавить комментарий