«Вечерний звон» Левитана. Уединение, звучание и настроение

Левитан вечерний звон
Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892 г. Третьяковская галерея

Летом 1891 года Исаак Левитан отправился на Волгу. Уже несколько лет он ездил по просторам реки в поисках мотивов.

И нашёл потрясающий «пейзажный сюжет». Кривоозерский монастырь был окружён тремя озёрами. Он смиренно выглядывал из гущи леса.

Левитан обожал такие находки. Уединенность обители не терпелось перенести на холст.

Воткнут знаменитый белый зонт. Этюд готов. Позже написана картина «Тихая обитель». А еще через год – более торжественный «Вечерний звон».

Посмотрим на картину поближе. И начнём с того, что изображённого на картине места не существует…

Пейзаж из «Вечернего звона» – выдуманный

Левитан работал на натуре, чтобы запечатлеть общие черты пейзажа. Но затем в студии придумывал своё, уникальное.

Рисунок Тихая обитель левитан
Исаак Левитан. Рисунок к картине «Тихая обитель». 1891 г. Третьяковская галерея

«Вечерний звон» – не исключение. Кривоозерский монастырь со своими окрестностями узнаваем, но он не был скопирован. Шпиль заменен на шатровый купол. А озёра – на излучину реки.

Поэтому-то и неправильно Левитана называть в этот период импрессионистом. Он не запечатлевал то, что видел. А выдумывал, выстраивая по своему усмотрению композицию картины.

Кривоозерский монастырь не сохранился. После революции в нем содержались малолетние преступники, потом хранили колхозную картошку. А затем и вовсе затопили при создании Горьковского водохранилища.

Сначала была «Тихая обитель»

«Вечерний звон» появился не сразу. Сначала Левитан написал по мотивам Кривоозерского монастыря другую картину – «Тихую обитель».

Левитан тихая обитель
Исаак Левитан. Тихая обитель. 1891 г. Третьяковская галерея

Видно, что обе картины несут одну идею. Художник показывает отгороженность от суеты мира. А с помощью тропинок и мостиков он влечёт нас в это уединенное, светлое место.

Однако картины отличаются звучанием. «Тихая обитель» более минорная. Нет людей. Тут солнце ниже, а значит краски темнее. Уединенность в этой работе более однозначная, эталонная.

Картина «Вечерний звон» многолюдна (по левитановским меркам) и предзакатного солнца в ней явно больше. Да и простора – тоже. Передний берег уже погрузился в сумерки. А яркие краски противоположного берега приковывают взгляд. Туда непременно хочется попасть. Особенно под звон колоколов…

Звук на картине – не простая задача

Назвав картину «Вечерний звон», Левитан поставил перед собой сверхзадачу. Изобразить звук.

Живопись и звук кажутся несовместимыми.

Но Левитану удается вплести музыку в пейзаж. Причём это выглядит легко читаемым посланием.

Мастер как бы говорит зрителю: «Моя картина называется «Вечерний звон». А значит представь мелодичный перелив колокольных голосов. А я поддержу твоё воображение. Легкой рябью на воде. Рваными облачками на небе. Оттенками желтого и охристого, так идущих к мелодичной скороговорке».

Такое же послание мы наблюдаем у Анри Лероля, французского художника-реалиста. Он написал «Репетицию с органом» примерно в то же время.

Лероль репетиция с органом
Анри Лероль. Репетиция с органом. 1887 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Он также пишет простор, только внутри собора. Здесь обитает звук голоса. А дальше – подсказка художника. Ритмичная лепнина как бы обозначает звуковые волны. Здесь же изображены слушатели, к которым мы мысленно присоединяемся.

Слушатели есть и в «Вечернем звоне». Только с ними не все так просто.

Неудачные детали картины «Вечерний звон»

Левитан не любил изображать людей. Фигура ему давалась гораздо хуже, чем пейзаж.

Но иногда персонажи явно просились на полотно. В том числе на картину «Осенний день. Сокольники».

Парк сложно назвать парком, если он безлюден. Левитан не стал рисковать. Нарисовать фигуру девушки доверил Николаю Чехову (брату писателя).

Левитан осенний день
Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879 г. Третьяковская галерея

На картину «Вечерний звон» фигуры тоже просились. С ними проще представить звук.

Левитан изобразил их сам. Но даже такие мелкие персонажи вышли не очень удачными. Не хочется критиковать мастера, но детали уж очень занимательные. 

Посмотрите на сидящую фигуру в одной из лодок. Она кажется слишком мелкой для переднего плана. Хотя, может Левитан изобразил ребёнка. Но судя по очертаниям, это скорее женщина. 

Вечерний звон Левитан фрагмент
Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892 г. Третьяковская галерея

А ещё мы видим толпу на лодке посередине реки. Фигуры людей слишком миниатюрные, чтобы к ним придираться.

Но вот с лодкой что-то явно не то. Как-то она странно накренилась. А еще сливается с отражением в воде. 

Честно говоря, я эту лодку долго не замечала. Вопрос, зачем она тогда понадобилась. Либо зритель ее не замечает. А когда замечает, озадачивается ее перекошенным видом.

Может быть, поэтому работу не стал покупать Павел Третьяков? Он был придирчив к живописным достоинствам картин. И даже мог попросить художника внести поправки.

То есть Третьяков видел картину на выставке, но не купил. Она досталась дворянской семье Ратьковых-Рожновых. Они владели несколькими доходными домами в Санкт-Петербурге.

Но картина все же попала в Третьяковку. Когда остатки семьи бежали в Европу в 1918 году, то спешно передали ее музею.

«Вечерний звон» – пейзаж настроения

Вечерний звон Исаак Левитан
Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892 г. Третьяковская галерея

«Вечерний звон» – одна из самых популярных картин Левитана. Шансов остаться незамеченной у неё не было. В ней собрано все то, что вызывает самые приятные чувства.

Кому бы не хотелось посидеть на берегу в теплый сентябрьский вечер. Смотреть на тихую водную гладь, белые стены монастыря, утопающий в зелени и розовеющее вечернее небо.

Умиление, тихая радость, умиротворение. Поэзия природы, написанная маслом.

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...