Над вечным покоем. Философия Левитана

Над вечным покоем
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан (1860-1900 гг.) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год с семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.

Левитан этюд над вечным покоем
Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892 г. Третьяковская галерея

Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.

Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники 19 века часто делились замыслом картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.

Над вечным покоем фрагмент
Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894 г. Третьяковская галерея

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.

Левитан деревянная церковь в Плесе
Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888 г. Частная коллекция

По мне, так эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.

Левитан внутри петропавловской церкви
Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888 г. Третьяковская галерея

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце 19 века было модным размышлять в духе «люди – песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше же время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши полы.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.

Левитан весна большая вода
Исаак Левитан. Весна – большая вода. 1897 г. Третьяковская галерея

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И узкое ответвление от островка. И еле заметная тропинка, ведущая к церквушке.

Главный «герой» картины – пространство. Вода и небо близких оттенков разделены узкой полосой горизонта.

Горизонт здесь несёт двойную функцию. Он настолько узкий, что создаётся эффект единого пространства. И в то же время достаточно виден, чтобы «втягивать» зрителя в глубину картины. Оба эффекта и создают природную аллегорию вечности.

А вот недружелюбность этой вечности Левитан передал с помощью холодных оттенков. Эту холодность легко увидеть, если сравнить ее с более «теплой» картиной художника.

Справа: Вечерний звон. 1892 г. Третьяковская галерея

«Над вечным покоем» и Третьяков

Левитан был крайне доволен, что «Над вечным покоем» купил Павел Третьяков.

Не потому, что тот платил хорошие деньги. А потому, что он первым разглядел талант Левитана и начал покупать его картины. Поэтому неудивительно, что свою эталонную работу художник хотел передать Третьякову.

А этюд к картине, тот самый с мрачным зелёным лугом и холодным свинцовым озером, Третьяков тоже купил. И это была последняя купленная картина в его жизни.

Автор: Оксана Копенкина

Загрузка ...