«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Третьяковская галерея, Москва

Если Вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, то наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.

Если не видели, то Вы можете провести эксперимент. Сходите в Третьяковку по возможности. И попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если Вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете и реагируете на эмоции других.

Поэтому Вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Христос в пустыне деталь

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Дело происходит на рассвете. А значит он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами Вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда мохрится от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на Вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Человечный Христос

В 1835 году была издана необычная книга. «Жизнь Христа» Давида Штрауса.

Хотя она была написана трудночитаемым языком, основной её смысл так поразил общественность, что, как говорится, обратного пути не было. «Ящик Пандоры» был открыт.

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока те не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.

Иванов явление Христа народу деталь

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь). 1837-1857 гг. Третьяковская галерея, Москва

Таким же человечным нам предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.

Христос в пустыне фрагмент

Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.

Но вот что это за выбор? О чем Христос думает?

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалится в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И под это дело его пытался искусить дьявол. Вот как раз многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

Тиссо искушение Христа

Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886-1894 гг. Бруклинский музей

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

Суриков искушение Христа

Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Поэтому по Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может хоть весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловечные желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

3. Необычные детали «Христа в пустыне»

На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.

Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.

Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа.

Внизу полотна – необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобности Христа и его умения творить чудеса?

Христос в пустыне Крамской деталь

Иван Крамской. Фрагмент картины «Христос в пустыне». 1872 г.

А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй, как символ грядущих непосильных испытаний.

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Для русской живописи такое изображение Христа было необычно. Когда нет никакого действия, никакого по сути сюжета. Одни лишь размышления.

Но такой образ закрепился. Так, Поленов создал серию картин с одиноким, думающим проповедником.

Поленовский Христос тоже очень человечен.

Поленов мечты

Василий Поленов. Мечты. 1894 г. Радищевский музей, Саратов

Но ещё дальше в этом пошел Николай Ге. Его Христос – это внешне непримечательный человек невысокого роста. И только глаза выдают его большой ум и силу воли.

Николай ге что есть истина

Николай Ге. Что есть истина? 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Цена «Христа в пустыне»

Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.

Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.

Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!

Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.

Насколько я знаю, «Христос в пустыне» – самое дорогое приобретение Третьякова. Не торгуясь, он заплатил 6000 рублей (на наши деньги примерно 3 млн рублей) за картину ещё до того, как ее увидела публика.

Автор: Оксана Копенкина

16 thoughts on “«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

  1. ДОРОГАЯ ОКСАНА! ПО-МОЕМУ, ЭТО – ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ СТРАНИЦ ВАШЕГО ДНЕВНИКА!

  2. Оксана, одна поправка: художника Ге зовут Николай)

  3. При просмотре картины почему-то вспоминается Владимирская икона Божией Матери.

  4. Александр, могу предположить, что Крамской достиг невероятной заряженности картины, сопоставимой с этой значимой иконой. Может быть, поэтому…

  5. Мария, спасибо. Да, опечатка. Исправила

  6. В детской книге о В.И. Сурикове “Дар Бесценный” Н. Кончаловской были приведены сведения о покупке П.М. Третьяковым картины “Боярыня Морозова” за бОльшую сумму, чем у И.Н.Крамского, по-моему, за 12 тысяч.

  7. Иван, спасибо! А то я сама пыталась найти подобную информацию. Но по моим сведениям картина Крамского выходила дороже всех, даже «Утра в сосновом лесу» Шишкина (та была куплена за 4000 рублей).

  8. Оксана, с удовольствием читаю ваши статьи. Спасибо! У меня к Вам просьба рассказать о картине: Тадеуш Кунтце. Фортуна. 1754 год, Национальный музей, Варшава, Польша. Какой мифологический сюжет заложил художник? Что за персонажи в нем участвуют?

  9. Спасибо огромное! С удовольствием читаю ваши статьи!!!

  10. Спасибо! Впервые услышал о книге Д. Штрауса и влиянии ее на художников. Замечательный комментарий!

  11. Надежда, не за что! Постараюсь опубликовать пост об этой картине в соц.сетях.

  12. День добрый
    На сколько я помню, за Явления Христа Иванов просил 15000, у императора. Но тот отказался платить столь огромные деньги. Чем сильно расстроил Иванова, который практически сразу же и умер, доставив картину в Россию. Конверт с предложением 13000рублей был отправлен обратно семьёй, с пометкой «художник скончался».
    Википедия пишет, что Боярыню Морозову Третьяков приобрёл за 25000рублей.
    Но обе эти работы гораздо больше и концептуальнее, если можно так сказать.
    К вопросу «человечности» Христа, можно так же отметить тот факт, что в России, в отличии от Европы на религиозные темы писались картины строго по канонам иконописи. Отход от которых осуждался и считался ересью. И только вторая половина 19 века и даёт нам возможность наслаждаться человечным Христом, таким, которого видели художники. Своего рода это была революция в русском искусстве.
    Картина Ярошенко «Всюду жизнь» имеет второе название – Русская Мадонна. Где Богородица с младенцем в арестанском вагоне. Практически это первые картины на религиозные темы.

  13. Спасибо большое за столь полезные комментарии!

Добавить комментарий