Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Самые древние из сохранившихся картин на Земле. Фаюмские портреты. Все они были созданы в период I-III вв. нашей эры.

А сейчас их объединяет то, что хранятся они в Пушкинском музее в Москве. Когда-то, в конце XIX века их купил в лавке при Каирском музее учёный и коллекционер Владимир Голенищев. Он один из первых, кто понял всю уникальность этих работ.

Коллекция состоит из 22 портретов (в зале выставлены 16). Немало, учитывая, что осталось их в мире около 900 (сотрудник музея сказала, что вообще не более 300).

Прошу прощения за качество: есть блики. Снимала сама.

Но эта мини-галерея для того, чтобы в первую очередь составить представление о коллекции. Ведь не всегда есть возможность посетить музей.

Но если вдруг планируете в Пушкинский, очень рекомендую заглянуть в 6 зал (1 этаж).

Я разместила портреты от самых ранних до самых поздних. Ведь даже с таким количеством работ Вы сможете заметить одну важную закономерность. Об этом читайте в конце галереи.

I век

Фаюмский портрет 1 век
Фаюмский портрет мужчины. Вторая половина I века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

Начало II века

 

Фаюмский портрет 2 век
Фаюмский портрет юноши. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет
Фаюмский портрет молодой женщины. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет подростка
Фаюмский портрет подростка. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

II век (середина и вторая половина века)

 

Фвюмский портрет 2 век
Фаюмский портрет мужчины. Первая половина II века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет
Фаюмский портрет мужчины. Середина II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

 

Фаюмский портрет молодой женщины
Фаюмский портрет молодой женщины. Середина или 2 половина II века. Пушкинский музей, Москва
Фаюмский портрет конец 2 века
Фаюмский портрет молодого мужчины. Конец ii века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет мужчины и женцины
Фаюмский портрет мужчины и женщины. Вторая половина II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

III век

 

Фаюмский портрет 3 век
Фаюмский портрет женщины средних лет. III век нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет 3 век
Фаюмский портрет молодой женщины. III век нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

 

Обратите внимание, как меняется со временем техника. От реализма античных мастеров до схематичности и плоскостности. О причинах таких изменений и полного исчезновения фаюмской живописи как раз к началу IV века я писала в своей статье “Фаюмские портреты”.

А ещё посмотрите, что до середины II века нереалистично большие глаза встречаются реже, чем в конце этого столетия и в следующем, третьем.

Все-таки сначала художники были приезжие, из Римской империи. Поэтому тяготели к реализму.

Но затем постепенно усвоили египетскую традицию писать огромные глаза.

Именно эта традиция потом укоренилась и в христианской римской империи (с IV века). Такими они изображались потом и на иконах.