Экспрессионизм: стиль живописи, его истоки и изобретатели

Я уверена, что у Леонардо да Винчи и Пикассо немало общего. И объединяет их… экспрессионизм. Сейчас я постараюсь Вам это доказать.
⠀⠀
Мы привыкли к тому, что художники XV—XIX веков — это мастера, у которых все в порядке с пропорциями тела.

Ведь в Эпоху Возрождения стремились к античным канонам. А значит к идеальной телесной красоте. А с XVII века — уже подражали художникам Возрождения. И идеалы оставались те же.
⠀⠀
На самом деле немало художников искажали форму. В лучших традициях экспрессионизма. Все для того, чтобы наделить своих героев особыми чертами.
⠀⠀
Так что стиль экспрессионизм намного старше, чем мы думаем. И его атом “Искажение формы” встречался задолго до XX века.

1. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (1498).

Леонардо. Тайная вечеря
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан.

Посмотрите на фигуру Христа на фреске Леонардо «Тайная вечеря». Он сидит, но почти вровень… стоящим апостолам (особенно тем, что слева).

А теперь представьте, что он встает! Он тогда на голову их будешь выше.

Но ведь в реальности Христос таким не был.

Художник намеренно делает его высоким. Всем сразу понятно, кто здесь главный.

2. Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей (1535).

Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей
Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей. 1535. Галерея Уффици, Флоренция.

У Мадонны не просто длинная шея. Она изогнутая. То же касается и пальцев святой. Очень нереалистично.
⠀⠀
Это приём маньеристов XVI века. Им казалось, что художники Ренессанса (тот же Леонардо) достигли потолка в совершенстве форм. И чтобы их превзойти, нужно установить новые, нереальные идеалы. И буквально тянуться к ним.
⠀⠀
Не просто красота, а сверх-красота. Не просто изящество — а его квинтэссенция.

3. Эль Греко. Снятие пятой печати (1614).

 

Эль Греко. Снятие пятой печати
Эль Греко. Снятие пятой печати. 1614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Если не знать Эль Греко и посмотреть на его героев, то точно подумаете — их изобразил экспрессионист XX века!
⠀⠀
Этот мастер позднего Возрождения сильно вытягивал фигуры и истончал кожу. Как будто хотел максимально стереть телесную оболочку героев и обнажить перед нами их души.

4. Ян Вермеер. Мастерская художника (1668).

Вермеер. Мастерская художника
Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667. Музей истории искусств, Вена.

Посмотрите на фигуру девушки на картине «Мастерская художника». Она… маленькая по сравнению с мастером. Если тот встанет, то окажется великаном по сравнению с ней!

Так Вермеер подчеркивал глубину небольшого пространства.

Просто представьте девушку выше на голову, и комната сразу станет слишком похожей на сцену или витрину.

5. Фрагонар. Качели (1767).

Фрагонар. Качели
Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1768 г. Собрание Уоллеса, Лондон.

У дамы на картине Фрагонара «Качели»  слишком миниатюрные и тонкие ступни. Таков был идеал эпохи рококо. Все должно быть максимально изящным. И припудренные носики, и женские туфельки.

И художники потакали модницам. Не важно, что длина стопы в реальности должна быть больше на треть. А носы никак не могут быть курносыми абсолютно у всех.

Ссылка на онлайн-тесты

6. Энгр. Большая одалиска (1814).

Энгр большая одалиска
Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814. Лувр, Париж.

Энгр шёл по стопам маньеристов. И для пущего изящества добавил своей одалиске пару лишних… позвонков. Спина стала нереально вытянутой.

С левой ногой тоже не все в порядке. В реальности ни одна женщина не смогла бы ее вот так изогнуть. Если Вы мысленно продлите её до бедра, то поймёте, что с таким положением она должна расти из… живота.

Зато как изящно.

7. Пикассо. Плачущая женщина (1937).

Пикассо. Плачущая женщина
Пабло Пикассо. Плачущая женщина. 1937. Галерея Тейт, Лондон. Gallery.ru.

А в XX веке экспрессионизм ворвался в живопись безапелляционно. Для Пикассо пара лишних позвонков — это уже не серьезно.

Он тотально перекраивал человеческое тело! Все швы наружу, и вообще изнанкой. А почему нет. Не фотография же…

***

Так что экспрессионистами были и Леонардо, и Энгр. И уж тем более Эль Греко и маньеристы. Пикассо и подавно.

Только у Леонардо — совсем немного от этого стиля. А вот Пикассо — экспрессионист до мозга костей.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Добавить комментарий