Джорджо Моранди. Красота простых вещей

Моранди

Натюрморты Джорджо Моранди (1890-1964 гг.) – одни из самых узнаваемых в мире. Красивые в своей простоте. Похожие друг на друга. Они завораживают. Как будто перед нами нечто большее, чем просто бутылки и кувшины.

Как художник достиг такой красоты, изображая самые простые вещи? Зачем он упорно изображал одно и то же в течение нескольких десятилетий? Как ему удалось выработать свой неповторимый стиль?

Простота и глубина в одном флаконе

Моранди
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1946 г. Галерея Тейт Модерн, Лондон. Wikiart.org

Его картины – это несколько обыкновенных вещей. Которые любой может найти на своей кухне. Вазочки, бутылки, банки. Они стоят рядом. Скромно демонстрируя себя.

И так на бесчисленном количестве полотен. В течение нескольких десятилетий. К чему такая повторяемость? Как будто художник что-то искал. И ему удалось это найти.

Потому что, несмотря на всю простоту и “банальность”, мы чувствуем. Картины вызывают эмоциональный отклик. Кому просто нравится. А кто и вовсе погружается в состояние медитации.

Ответ на эту загадку даёт сам художник: “Даже в самом простом на вид предмете великий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик”.

Джорджо Моранди
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1951 г. Музей Моранди, Болонья, Италия. Metmuseum.org

Картины для медитации

Как же Моранди достиг такого эффекта? Большую роль играет цвет. Вернее сложная тональность цвета. Тонкие переходы от серого к бежевому и бледно-голубому. Иногда вкрапления оранжевого. В сочетании с простой вещью, которая сама по себе не отвлекает от ощущений.

Фон тех же оттенков, что и предметы. Эффект парения. Полная оторванность от внешнего мира. Художник вырывает нас из шума цивилизации. Погружает в мир тишины и спокойствия.

Моранди натюрморт
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1957 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Автралия. Artgallery.nsw.gov.au

Творческая изоляция

Каким человеком был Моранди? Особенности характера наверняка повлияли на формирование его стиля.

Моранди был интровертным человеком. Всю жизнь прожил в своём родном городе, в Болоньи (Италия). В квартире родителей с тремя сёстрами. Выбирался из Болоньи только на собственные выставки. В Рим и Флоренцию. Дал всего два интервью.

Сознательно избегал общественной художественной жизни. Был сосредоточен на работе в студии. Не занимался самовосхвалением. Особо к славе не стремился. Она сама его настигла.

Моранди натюрморт 1961
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1961 г. Музей Моранди, Болонья, Италия. Metmuseum.org

Моранди получил признание ещё при жизни. Роберто Лонги, знаменитый искусствовед, считал его самым выдающимся художником Италии 20 века.

В 1957 году Моранди был награждён на биеннале в Бразилии. Наравне с Поллоком и Шагалом.

Ещё он был признанным гравёром. Штриховкой он добивался аж 12 оттенков серого!

Моранди гравюра
Джорджо Моранди. Натюрморт с пятью предметами. 1956 г. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия. Artgallery.nsw.gov.au

Моранди и Сезанн

Моранди был слеплен из того же теста, что и Сезанн. И тот, и другой пытались изобразить не саму вещь. А ее суть, квинтэссенцию.

А сделать это возможно только путём бесконечного изучения этой вещи. Через многократное повторение.

Сезанн всю жизнь писал три объекта. Гору Сент-Вектуар, что высится над его родным городком. Яблоки. И купальщиков.

Сезанн яблоки
Поль Сезанн. Яблоки. 1890 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Моранди иногда пренебрежительно называют “художником бутылок”. Интересно, называют ли Сезанна “художником яблок”?

***

“У великих людей нет другого назначения, как помогать нам быть выше внешних условностей, облегчить нам груз материи, избавить от него”. Так Жан Ренуар говорил о своём отце, Пьер-Огюсте Ренуаре. Но эти слова в равной степени могут относиться и к Моранди.

Моранди в России

Две работы Моранди хранятся в Эрмитаже. Они были подарены самим художником в 30-х годах 20 века.

Моранди natura morta
Джорджо Моранди. Натюрморт. 1925 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Автор: Оксана Копёнкина

Загрузка ...