Триптих Босха “Сад земных наслаждений”. 7 невероятных загадок картины.

Босх сад земных наслаждений
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Прошлый пост был посвящён общей концепции одной из самых фантастических картин средневековья “Сад земных наслаждений” Босха.

Теперь предлагаю перейти к деталям и поискать ответы на самые невероятные вопросы, которые вызывает эта загадочная картина.

1. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти?

На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Здесь пейзажи с  синими горами и сочной зеленью. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.

Босх Рай
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Левая створка триптиха “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть.  Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.

Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться:  впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель  Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

3. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Картина просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.

Босх центральная часть триптиха
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

Босх Хоровод грешников

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

Босх похоть

5. Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Босх сова

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

Босх птицы

6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.

Босх ад
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Босх грешники

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье “Самые главные монстры картины Босха”.

7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица  или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Босх музыка

Но одна студентка Оклахомского Христианского университета решила проверить, бессмысленны ли эти ноты.

Все были поражены, когда она переложила мелодию в современную нотацию и записала ее в формате хорового мужского пения в тональности до-мажор. Именно так эта музыка звучала во времена Босха:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

***

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Босх же творил, опираясь на совершенно разные значения одного и того же объекта в зависимости от общего смысла картины. Например, рыба на одной картине могла означать похоть, а на другой – вялость и флегматизм.

Но картина “Сад земных наслаждений” все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться к ее пониманию.

Читайте продолжение в статье:

 “5 самых интересных загадок “Сад земных наслаждений” Босха”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Автор: Оксана Копенкина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Оксана Копенкина / автор статьи
Комментарии11
  1. M A Ch Paulus

    Вообще все символы неоднозначны. Вы неправильно трактуете. В картине вообще нет непристойности или, как Вы пишите, “похоти”. Картина не представляет никакого ребуса, как Вы писали в другой статье. Здесь – базовые знания. Чтобы понимать картины этого Мастера, надо знать теологию и невульгарную (назовём так для простоты) алхимию, и тогда Вы её прочтёте без особых затруднений.

    1. Оксана Копенкина (автор)

      M A Ch Paulus, Ваша критика носит слишком общий характер. Вы могли бы поделиться конкретикой? Что именно подразумевал Босх в каждом символе? А то десятки искусствоведов бьются-бьются над его загадками, а оказывается все давно известно!
      Иначе Ваш комментарий похож на что-то типа «Нет никакой загадки в Моне Лизе. Если Вы знается древне-греческий и латынь и прочитали всех античных авторов в оригинале, то Вам не составит труда понять ее тайну…»

  2. M A Ch Paulus

    Также хочу отметить, что картины Мастера Брейгеля Старшего совсем “не гараздо однозначнее”. В картинах Мастера глубокое прочтение Библии на всех четырёх уровнях. Поэтому исследователи работ находят в них отсылки на фолклор, библейские истории и политическую обстановку, но не видят их актуальности и взаимосвязи.

    1. Оксана Копенкина (автор)

      M A Ch Paulus, по моему мнению, образы Брейгеля более понятны современному человеку, нежели Босховские. Не спорю, что в них зашито больше политического и фольклорного.

  3. Аноним

    Никто не знает, что “курил” Босх)))

    1. Оксана Копенкина (автор)

      Даже если и курил . Далеко не все, кто курит, способен создать шедевр на века

  4. Анна

    Оксана,спасибо,Вам огромное) очень интересно,не могу оторваться от чтения)

    1. Оксана Копенкина (автор)

      Анна, не за что! Очень радует, если читатель не может оторваться от моих текстов

  5. Шарипова Евгения

    Очень интересная статья! (Впрочем, как и все Ваши статьи, посвященные Босху:)) Но мне всё-таки кажется, что художник имел некоторые отклонения в психике. Такая детальная прорисовка человеческого грехопадения в обществе фантастических монстров оставляет неоднозначные ощущения и в наше время, не то что в средневековье.

    1. Оксана Копенкина (автор)

      Евгения, если Вы посмотрите на картины его современников, то поймёте, что Босх работал в рамках принятых художественных канонов его времени и его страны. Многофигурность, запугивание грешников монстрами из ада и прочее. Нам все это сложно понять, уже совсем другое мировоззрение. Но он, конечно, был самым оригинальным)) именно для своего времени.

  6. Аноним

    Благодарю, очень интересно

Добавить комментарий

Дневник живописи