Забытые художники. Анри Лероль. Мастер, рисующий звук

Лероль

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Анри Лероля. 1895 г. Частная коллекция

Если вы любите французскую живопись 19 века, то наверняка сталкивались с именем Анри Лероля. Ведь он был другом и почитателем многих гениев того времени.

В его доме чуть ли не каждый день бывали Ренуар, Фантен-Латур, Пюви де Шаванн. Он был хорошо знаком и с Эдуардом Мане, и с Эдгаром Дега.

Лероль не боялся поддерживать непризнанные таланты. Был одним из первых покупателей Поля Гогена и Мориса Дени. У него была возможность выступать в качестве мецената. Он получил в наследство процветающую фабрику бронзовых изделий. Поэтому в деньгах не нуждался.

Самое удивительное, что Анри Лероль сам был признанным художником. И даже получил орден Почетного легиона.

Художники, чьи картины сейчас стоят миллионы долларов, считали за честь, если Лероль покупал их картины. Гоген признался как-то другу, что польщен тем, что Лероль купил его картину. Мол, это дорогого стоит, когда твою картину покупает другой художник. Пусть и за небольшие деньги.

Но мы почти ничего не знаем о самом Лероле. Он и его работы забыты потомками.

Заново открытый шедевр Анри Лероля “Репетиция с органом”

Только в 2006 году один его шедевр вернул себе былое признание. Музей Метрополитен достал из запасников его работу “Репетиция с органом”. Там она пролежала 70 лет. Забытая. Никому не интересная. Теперь картина висит в музее на почетном месте.

Анри Лероль. Репетиция с органом

Анри Лероль. Репетиция с органом. 1887 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Картина “Репетиция с органом” – это отражение сущности художника. В ней читается его характер, его интересы и ценности.

Будучи человеком осторожным и интровертным, яркие краски ему претили. Никак он не мог разделить любовь Ренуара и Ван Гога к буйству цвета. Один критик его назвал художником “кофе с молоком”. На картине как раз и преобладают бежевые тона.

Для Лероля было важно его окружение. Его он и изобразил на картине. Поёт сестра его жены Мари, обладательница прекрасного голоса. Сидят к нам спиной жена Мадлен и вторая её сестра Жанна.

Остается загадкой, почему Лероль одну из женщин изобразил без шляпки. В то время появиться женщине в церкви с непокрытой головой было верхом неприличия.

Возможно, это безмолвное признание художника в любви к музыке? Он тем самым снимает шляпу перед этим видом искусства. Даже “закрыв глаза” на правила приличия.

Играет на органе Эрнест Шоссон, великий композитор, шурин Лероля. Рядом с ним стоит мать Лероля. Сам Лероль стоит слева и смотрит на зрителя. Впереди него – друг семьи архитектор Александр Ленуар. Позади – великий композитор и ещё один друг Клод Дебюсси.

Картина была выставлена в Парижском Салоне в 1895 году. Один из дилеров пожелал её купить. Но с одним условием. Картина ему показалась слишком большой (2.36 x 3.63 м). Он предложил отрезать правую часть, на которой “ничего нет”.

На что Лероль ответил, что он лучше отрежет ту часть, на которой “что-то есть”. И оставит ту, на которой якобы “ничего нет”. Потому что там есть кое-что очень важное. Он пояснил, что попытался нарисовать вибрации воздуха от звука голоса.

Кажется, ему это удалось. Удвоение рисунка стены справа. Ритм из арок и лепнины. Тонкий переход от цвета слоновой кости до серо-бежевого оттенка также создаёт эффект «волны».

А главное это ощущения посетителей музея. Около картины они говорят исключительно шепотом. Как будто боятся помешать звучанию голоса на картине.

Почему Анри Лероль был забыт потомками

Леролю принадлежат ещё две невероятные по своей композиции картины. Увы, о них мало кто знает.

Лероль

Анри Лероль. Сборщицы урожая. 1890 г. Музей изобразительных искусств, г. Мулхаус, Франция.

 

Лероль

Анри Лероль. Письмо. 1884 г. Музей изобразительных искусств, г. По, Франция

Его работы очаровывают. Ничто им не мешало возвести своего создателя на пьедестал. Но не вышло. Я вижу этому несколько причин.

У Лероля было три страсти. Помимо живописи, он дорожил своим окружением. Общению с талантами он уделял много времени. Ещё он играл на скрипке и обожал музыку.

Все это делало его очень приятным и разносторонне развитым человеком. Но возможно помешало сосредоточиться на живописи.

Он не работал как одержимый наподобие Ван Гога или Клода Моне. Поэтому так и не смог найти свой выраженный индивидуальный стиль, как Берта Моризо или Эдгар Дега.

К тому же в силу своей природной осторожности и скромности он боялся экспериментов, ярких цветов и создания скандальных, но прорывных работ. Как поступали, например, Эдуард Мане или Поль Гоген.

Его полотна прекрасные, но тихие. Они нравились современникам. Но были “затеряны” в вихре постимпрессионизма и авангарда.

Скромные цены на картины скромного Лероля

Работы Анри Лероля иногда выставляются на продажу. Но они оцениваются в скромные суммы. Его картинам даже не снился тот ажиотаж, который происходит вокруг продажи картин его друзей-импрессионистов, Ренуара или Дега.

Так, в 2011 году его картина “Молодая женщина в лесу” была продана за 1200 €.

Лероль

Анри Лероль. Молодая женщина в лесу. Частная коллекция

Для сравнения, Портрет Лероля кисти Ренуара (см. изображение в начале статьи) был продан несколькими годами ранее за 293 000 € !

Будут ли работы Анри Лероля когда-нибудь цениться выше? Может быть. Ведь не так давно его “Орган” был признан шедевром. Возможно, скоро наступит очередь и других его работ.

 Автор: Оксана Копенкина 

Добавить комментарий