Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах

Сотворение Адама Микеланджело в Сикстинской капелле

Микеланджело. Фреска «Сотворение Адама». 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан

Картины могут приносить нам эстетическое удовольствие. Они могут заставить нас задуматься о жизни. Могут просто гармонично вписаться в интерьер. Закрыть дыру в стене. Мы можем восхититься реалистичностью изображения. Можем долго думать, что хотел изобразить художник.

Еще картины могут сделать нас богатыми. Ведь если вы разбираетесь в живописи, у вас может быть развито чутьё на будущий шедевр. Тогда вы не пройдёте мимо картины, которая однажды принесёт вам серьёзные дивиденды.

Однако далеко не все таким чутьём обладают. Вот лишь три реальные истории, когда люди не разглядели «мешок с золотом» у себя под носом.

1. Картина Ван Гога, прикрывающая дыру в курятнике

В последний год жизни Ван Гог познакомился с доктором Рэем. Тот помогал художнику справляться с нервными приступами. Даже попытался пришить ему отрезанное ухо. Правда ему это так и не удалось. Его слишком долго доставляли. Ведь Ван Гога в больницу привезли без уха. Он его отдал проститутке со словами «Это может вам пригодиться». Все-таки был не в себе.

В благодарность за помощь Ван Гог написал портрет своего спасителя. Говорят, доктор на портрете вышел похожим на оригинал. Несмотря на это, он подарок не оценил. Ведь картина была слишком необычной для того времени. К тому же доктор был слишком далёк от искусства.

В результате он забросил портрет на чердак. Жаль, что он там и не остался. Кто-то из домочадцев доктора приспособил его в хозяйстве. Прикрыл им дыру в курятнике.

Ван Гог доктор Рэй

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рэя. 1889 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Именно там его и нашёл художник Шарль Камоэн. Он поехал по следам Ван Гога и обнаружил портрет во дворе доктора. Картину отдали бесплатно. Через несколько лет ее приобрёл русский коллекционер Иван Морозов. Предположительно за 30 тысяч франков. Интересно, узнал ли об этом доктор Рэй?

2. Картина Клода Моне на чердаке

Клод Моне прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Он дожил до своего триумфа и признания. Однако до 40 лет его картины в стиле импрессионизма вызывали недоумение и даже смех.  К тому же он женился на девушке не из своего круга. За что отец лишил его содержания.

И вот около 10 лет Моне метался между двух огней. То уступит отцу и бросит жену Камиллу с сыном. То вернётся к жене и ребёнку, чтобы жить впроголодь. Потому что его картины никто не покупал.

Однажды Моне был вынужден с семьёй выехать из очередного отеля в Аржантее. Случилось это в 1878 году. Денег на уплату долга за жильё не было. Тогда Моне оставил владельцу отеля картину «Завтрак на траве».

Об этой работе Моне читайте также в статье «Завтрак на траве: как зарождался импрессионизм».

Её он написал в 1866 году. Писал он её специально для Парижского салона (главной художественной выставки континентальной Европы). Чтоб поразить публику и жюри выставки, задумал Моне полотно поистине огромным. 4 на 6 метров. Однако свои силы не рассчитал. За несколько дней до выставки он посчитал, что уже не успеет её довести до нужного ему качества. Так картина и не попала на выставку.

И вот владельцу отеля досталось это огромное полотно. Он не счёл его ценным. Свернул и забросил на чердак.

Через 6 лет, когда положение Моне выправилось, он вернулся в тот отель. Картина была уже в плачевном состоянии. Часть её покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. Сейчас уцелевшие части картины хранятся в Париже, в музее д’Орсе.

Клод Моне завтрак на траве

Клод Моне. Завтрак на траве (сохранённые фрагменты). 400×600 см. 1865-1866 гг. Музей Д’Орсе, Париж

Только предварительный этюд меньших размеров (сейчас он хранится в Пушкинском музее в Москве) позволяет представить, как бы выглядело одно из самых интересных полотен Моне.

Моне завтрак на траве

Клод Моне. Завтрак на траве. 1865 г. 130×180 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Владелец отеля мог бы оставить себе картину и продать её. За несколько тысяч франков. Достаточно было навести справки и понять, что работы художника начали хорошо продаваться. Увы, и владелец отеля упустил свой шанс.

Но с ним не сравнится герой следующего рассказа. Это уже вопиющий случай! Пустить на дрова и половые тряпки 30 картин Тулуз-Лотрека!

3. Картины Тулуз-Лотрека в качестве половых тряпок

Художник Тулуз-Лотрек родился с генетической аномалией. Его кости были очень хрупкими. Несколько неудачных переломов в подростковом возрасте окончательно остановили в росте его ноги.

Только живопись позволяла ему реализовываться. Но  взрывной темперамент и природная амбициозность никак не сочетались с физической немощностью. В результате он занимался саморазрушением. Много пил, вёл беспорядочную сексуальную жизнь. Даже его друзья не всегда могли понять смысл его поступков.

В 1897 году, в очередной раз разочаровавшись в жизни, Тулуз-Лотрек почувствовал безразличие к живописи. Когда съехал с очередной квартиры-мастерской, оставил консьержу все свои работы, которые там хранились. 87 работ!

Консьерж мог бы стать очень богатым. Но тот отдал 30 работ следующему квартиранту, доктору Бийяру. Остальные же работы тоже растерял. Он их обменивал на бокалы вина в местных трактирах.

Тулуз-лотрек портрет

Анри Тулуз-Лотрек. Женщина в перчатках. 1890 г. Музей д’Орсе, Париж

Казалось бы, доктор должен был понять, какое сокровище ему досталось. Еще при жизни Тулуз-Лотрек был достаточно известен. Особенно своими знаменитыми афишами для кабаре. Они висели по всему городу. Вокруг них собирались толпы зевак. Так что имя Тулуз-Лотрека было на слуху.

Тулуз-Лотрек афиша

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Но нет, доктор беспечно позволил распоряжаться картинами своей горничной. Она разжигала камин подрамниками. Холсты же пошли на тряпки. Оставшейся частью картин она затыкала щели в своём домике!

В результате выжила только одна картина. Почему-то доктор её оставил. Но и её он лишился наиглупейшим образом. Об этом он сам впоследствие признался журналистам: «Один мой Тулуз-Лотрек, единственно выживший из тридцати, я обменял на мазню ценой в сорок су, был в дальнейшем продан за восемь тысяч франков».

Еще об одной бедной девушке, которая проворонила картину знаменитого художника, я писала в статье «Картина Камиля Писсарро ценой в одно пирожное».

PS.

Мораль такова. Развивайте свой эстетический вкус. И прививайте его своим детям. Ходите с ними в музей. Рассказывайте им о шедеврах. А чтобы ваши рассказы были увлекательны для вашего ребёнка, воспользуйтесь путеводителем «Живопись, доступная детям».

О том, как его получить совершенно бесплатно, читайте в статье «Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею».

 Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий