«Венера» Веласкеса. Богиня или земная женщина?

Диего Веласкес Венера перед зеркалом

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг. Национальная галерея Лондона

«Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой.

В Испании несколько сотен лет инквизиция строго блюла нравы испанцев. Изображение нагого тела строго каралось. На костёр может и не отправляли, но могли подвергнуть пыткам или конфисковать имущество.

В других европейских странах церковь позволяла изображать ню, если речь шла о женщине неземной. Богине, например.

Так что «Венера» Веласкеса была для Испании явлением уникальным. И пряталась от посторонних глаз сотни лет. У частных коллекционеров.

Несмотря на смелый эксперимент, богиня художника выглядит вполне благопристойно. Со спины. А создал ее художник за пределами своей ханжеской страны. В Италии.

В Риме он был в 1647-1651 гг. по поручению короля в качестве дипломата. А также обязался закупить картин итальянских мастеров. Конечно, для его величества.

Вполне может быть, что сюжет для своей «Венеры» Веласкес подсмотрел у Тициана.

У итальянского мастера тоже есть картина «Венера перед зеркалом».

Тициан Венера перед зеркалом

Тициан. Венера перед зеркалом. Около 1555 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

По датам видно, что картина Веласкеса была написана раньше Тициановской. Но это точно не известно. Тициан вполне мог написать ее и раньше. И она могла вдохновить Веласкеса.

В любом случае сравнить обе Венеры, итальянскую и испанскую, очень важно. Так как это помогает ответить на животрепещущий вопрос.

Кто позировал Веласкесу? Это женщина выдуманная или реальная?

Сравнивая двух «Венер»

Веласкес был большим поклонником итальянской живописи. Будучи в Италии, он жадно впитывал секреты их работы.

Но его «Венера» вышла все же особенной, аутентичной.

У Веласкеса мы видим приглушённые холодные оттенки. Покрывало серо-голубого цвета. Занавес приглушённых бордовых и розовых оттенков. Создаётся впечатление выцветшей ткани. К тому же слегка помятой.

Сразу бросаются в глаза более тёплые и насыщенные оттенки у Тициана. Он смело работает с яркими контрастами: темно-бордовый цвет накидки рядом с синим платком насыщенного оттенка. Золотистая полосатая простыня или обивка. Занавес глубокого темного-зеленого цвета.

Холодный, как бы «приземлённый» колорит Веласкеса в противовес колориту яркому и бархатному.

Веласкес Венера перед зеркалом фрагмент

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом (фрагмент). Национальная лондонская галерея

А теперь обратите внимание на обстановку.

Картина Тициана более богата на детали. Очень тонко выписана вышивка на накидке героини. Его Венера усыпана украшениями.

У Венеры Веласкеса нет украшений, а интерьер максимально аскетичен.

Тициан Венера перед зеркалом деталь

Тициан. Венера перед зеркалом (деталь). 1655 г. Национальная галерея Вашингтона

Только сравнив Тициана и Веласкеса, я поняла, почему же Венеру последнего считают портретом реально существующей женщины.

Сам художник сделал все, чтобы мы так подумали.

Подумали о том, что перед нами земная женщина в непритязательной обстановке. Ну разве что купидон с зеркалом добавлен для отвода глаз. Все-таки земных женщин в те времена изображать никто не осмеливался. Все «шифровались» под богинь.

И лишь 150 лет спустя на это решится соотечественник Веласкеса, Франсиско Гойя. Его Маха обнаженная — женщина гордая и реальная. Живущая в бедном районе Мадрида. И никаких ангелов вокруг. И повёрнута она к нам уже лицом.

Маха Обнаженная Франсиско Гойя

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Раскрывая тайну богини Веласкеса

Возвращаемся к Венере Веласкеса. Ее лицо тоже не особо божественно. Ее отражение размыто и затемнено. Так как это женщина могла быть реальной, то Веласкес не посчитал нужным раскрывать ее личность.

Да, видно, что она симпатична. Но глаза маленькие. Само лицо немного припухшее. Словом, это не совсем то лицо, которое мы ожидаем увидеть.

Тело изящно, головка с каштановыми волосами красива. Но лишь переводим взгляд на отражение в зеркале, как чувствуем легкое разочарование. Потому что там… не богиня.Венера перед зеркалом деталь

Так кто же эта женщина?

Считается, что это итальянская возлюбленная Веласкеса.

Он был женат, но при его поездке в Италию его супруга и дочь остались в Испании.

Предположительно по распоряжению самого короля.

Он оставил их в качестве «заложников», чтобы придворный художник не вздумал остаться в стране Ренессанса.

А как я уже упоминала, эта итальянская командировка длилась 4 года!

Даже самый закоренелый семьянин не выдержит такого испытания. Женщина бы появилась неизбежно.

Увлечённый художник не удержался, чтобы не запечатлеть свою «богиню». И увезти воспоминания с собой в Испанию.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном»

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий