Святая Цецилия Рафаэля. Самое интересное о картине

Рафаэль Святая Цецилия

Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Святая Цецилия, покровительница музыкантов, смотрит на небо и в состоянии экстаза слушает пение ангелов. Её руки опущены. Трубки органа выпадают из основы. На земле — сломанные инструменты. Вокруг главной героини — святые. Они не видят того, что видит святая Цецилия. Лишь ей открылась возможность услышать небесную музыку.

Самое интересное, что реальная Цецилия, жившая в 3 веке н.э. к музыке не имела никакого отношения. Так каким образом она стала покровительницей музыкантов? А различные музыкальные фестивали и в наши дни называются в её честь?

Все знают, что Рафаэль в своё время был супер-звездой. Но не все знают, что картина «Святая Цецилия» настолько поразила одного художника, что тот умер от разочарования и тоски.

Теперь обо всем подробнее.

Святая Цецилия

Святую Цецилию с органом стали изображать буквально за 20 лет до Рафаэля. До этого вы не найдёте ни одного её подобного изображения. Только с книгой, с веточкой пальмы. Как многих других святых.

Святая Цецилия алтарь

Неизвестный мастер (ученик Джотто). Святая Цецилия и восемь историй из её жизни. 1304 г. Галерея Уффицци, Флоренция.

Зато после картины Рафаэля образ её резко изменился. С 16 века она официально признана покровительницей церковной музыки. Теперь её изображают исключительно с музыкальными инструментами.

Слева: Доменичино. 1617 г. Лувр, Париж. Справа: Питер Пауль Рубенс. 1639 г. Государственный музей Берлина, Германия

Самое удивительное, что реальная Цецилия музыкантом не была. И вряд ли вообще на каких-либо инструментах играла. О её жизни широкие массы узнали в 13 веке. Благодаря сборнику жизнеописаний святых. Он был написан в 1230 году монахом Иаковым из Ворагина. Этот сборник ещё называли «Золотой легендой». Книга была очень популярна и неоднократно переиздавалась. Именно из неё художники черпали свои сюжеты для картин.

Золотая легенда миниатюра

«Казнь святой Цецилии». Миниатюра из «Эльзасской Золотой Легенды». 1419 г. Библиотека университета Гейдельберга, Германия

Однако если мы обратимся к тексту «Золотой легенды», мы и там не обнаружим ничего о музыкальности Цецилии. Девушка жила в 3 веке в Риме. До признания христианства главной религией оставалось около 100 лет. Ещё процветало язычество. Христиане подвергались гонениям. Только в 4 веке язычники и христиане поменяются местами. Но пока за веру погибали последние.

Погибла и Цецилия. В тайне от семьи она крестилась и поклялась Богу сохранить свою невинность, а также помогать всю жизнь бедным. Однако её семья о её планах не знала и вряд ли бы их одобрила.

Как полагается, девушку решили выдать замуж. Девушка смогла уговорить новоиспеченного мужа (впоследствие — святой Валериан) оставить её невинной. Заодно обратила его в христианство. Когда об их вере узнал правитель Рима, то повелел их казнить через отсечение головы.

Франческо Райболини

Франческо Райболини (Франча). Обручение святой Цецилии со святым Валерианом. Фреска в церкви Сан-Джакомо Маджоре, Болонья, Италия

Казалось бы, ничего музыкального в жизни святой не было. Однако в «Золотой легенде» есть одна фраза. Переводится  она так: «Ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха в день бракосочетания, Цецилия взывала к Богу, моля его сохранить ее душу и тело незапятнанными».

Лишь то, что девушка слушала музыку, которую играли язычники в день её свадьбы, переросло в легенду о её собственной музыкальности.

Рафаэль и Босх прославляют церковную музыку

Дальше легенда уже развивалась по этой колее. Раз святая, да ещё и музыкальна, значит земная музыка помогла ей услышать музыку небесную. Именно этот момент и изобразил  Рафаэль.

Играя на органе, святая Цецилия услышала капеллу ангелов. Она была столь прекрасна, что девушка впала в экстаз. Она не могла оторвать глаз от неба. Ее руки опустились и трубки органа посыпались к её ногам. А там уже лежат другие инструменты. Разбитые, сломаные.

В них нет никакого смысла, когда звучит небесная музыка. Так Рафаэль подчеркнул неоспоримое превосходство музыки хоровой, церковной над музыкой земной и праздной.

Похожему унижению подвергаются и музыкальные инструменты в знаменитом Музыкальном Аду Босха (триптих «Сад земных наслаждений»). На арфе распят один грешник. Дудочка торчит из зада другого несчастного. Греховность праздной музыки у Босха также на лицо.

Босх музыка

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

Церковь считала правильной лишь церковную музыку. А конкретнее — хоровое пение. Картина была заказана кардиналом для церкви. Поэтому благоразумный Рафаэль написал то, что от него и ожидали.

Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент)

Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент). 1515 г. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Рафаэль и Франча

Существует сохранившееся письмо Рафаэля к художнику из Болоньи, Франческо Райболини (по прозвищу Франча). Рафаэль с пресущей ему любезностью хвалит присланный ему автопортрет Франчи. Поражаясь его реалистичности.

Франча был знаменитым мастером в родной Болоньи. Его картины до сих пор признаются одними из лучших полотен итальянского Возрождения.

Франча мадонна с младенцем

Франческо Райболини (Франча). Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем. Около 1500 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франча был также наслышан о славе Рафаэля. Но его картин не видел. Он уже был пожилым человеком и не находил в себе силы ехать в Рим, чтобы воочию увидеть шедевры Рафаэля.

Однако такая возможность у него однажды появилась. Кардинал заказал картину со святой Цецилией для одной из церквей Болоньи. Готовую картину Рафаэль выслал как раз Франче, чтобы тот помог её разместить.

Когда Франча распечатал картину, он был изумлён. Он такого не ожидал. Будучи уверенным в своём мастерстве, он тут же понял, насколько заблуждался относительно самого себя. Все его достижения, слава, почести в одночасье померкли. Это было похоже на падение с высокой вершины самолюбования в болото осознания своей несостоятельности.

Николя Таунай

Николя Антуан Таунай. Смерть Франча перед картиной «Святая Цецилия» Рафаэля. 1808 г. Частная коллекция.

Что так поразило Франча в «Святой Цецилии»

На самом деле, Франче было чему изумиться. Он понял, что его картины всего лишь картины. Его герои — всего лишь реалистичное изображение телесных оболочек. Герои же картин Рафаэля словно живые. Урбинский мастер непостижимым образом передаёт душу изображённого.

Конечно, Франча был поражён и мастерством композиции. В этом Рафаэль был непревзойденным мастером. Казалось бы, все достаточно просто. Стоит пять святых. Но обратите внимания, кто куда из них смотрит.

Святые Иоанн и Августин смотрят друг на друга. Святой Павел вниз на инструменты. Святая Цецилия на небо. Святая Магдалина на зрителя. Их взгляды пронизывают все пространство картины. И связывают это пространство с внешним миром с помощью взгляда Марии Магдалины.

Рафаэль композиция святой Цецилии

Рафаэль. Святая Цецилия (фрагмент). 1515 г. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

Не буду описывать все достоинства картины. Иначе получиться слишком длинно. Главное, она изумляет нас. Представьте, как она изумляла современников Рафаэля. В том числе Франча. История о нем заканчивается печально.

Вот что пишет Вазари, биограф живописцев эпохи Возрождения: «Франча, полумертвый от ужаса и красоты картины, представившейся его глазам…, совсем растерялся… А через несколько дней слег в постель, все еще вне себя. Так как ему казалось, что для него в искусстве вроде как ничего не осталось по сравнению с тем, что он сам о себе думал и за что его почитали. И так он и умер, как некоторые думают, от горя и от тоски».

Кстати, для образа Марии Магдалины скорее всего позировала возлюбленная Рафаэля, Маргарита Лутти. Об этом читайте в статье «Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака».

О других шедеврах Рафаэля читайте в статьях:

Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?

Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий