Спящая цыганка. Полосатый шедевр Анри Руссо

Спящая цыганка

Анри Руссо. Спящая цыганка. 1897 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Казалось бы, перед нами зловещая сцена. К спящему человеку подкрался хищник. Но ощущения тревоги не возникает. Мы почему-то уверены, что лев не нападет.

Лунный свет мягко ложится на все. Халат цыганки словно светится флуоресцентными красками. А ещё на картине много волнистых линий. Полосатый халат и полосатая подушка. Волосы цыганки и грива льва. Струны мандолы и гряды гор на заднем плане.

Мягкий, фантастический свет и плавные линии никак не могут сочетаться с кровавой сценой. Мы уверены, что лев обнюхает женщину и пойдёт дальше по своим делам.

Очевидно, что Анри Руссо — примитивист. Двухмерное изображение, нарочито яркие краски. Все это мы наблюдаем и в его «Цыганке».

Но самое удивительное, что будучи самоучкой, художник был уверен, что он реалист! Отсюда такие «реалистичные» детали: складки на подушке от лежащей головы, грива льва состоит из тщательно прописанных прядей, тень у лежащей женщины (хотя тени у льва нет).

Художник, осознанно рисующий в стиле примитивизма, проигнорировал бы такие детали. Грива льва была бы сплошной массой. А уж про складки на подушке речь бы вообще не шла.

Вот почему Руссо настолько неповторим. Просто не было на свете другого такого художника, который искренне считал бы себя реалистом, на самом деле им не являясь.

О других работах Руссо читайте в статье «7 картин Пушкинского музея, которые стоит увидеть».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий