«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете

Ренуар Жанна Самари

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Один из самых узнаваемых портретов в мире. Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: «Это так приятно: естественный, без претензий женский голос», говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти».

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Ренуар актриса Самари

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа — шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать «свет, идущий изнутри». Что невозможно сделать с помощью фотографии.

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На синтиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Тульмуш любовное письмо

Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь «руки женщины словно покрыты чешуёй».

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Ренуар Жанна Самари национальная галерея Вашингтона

Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!»

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Ренуар Жанна Самари эрмитаж

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.

Ренуар Жанна Самари музей Цинциннати

Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться  из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема Жанна самари

Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису — престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье «Девушки в чёрном» Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?»

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий