Ренуар «Девушки в черном». Почему на картине нет черного цвета

Ренуар девушки в черном

Пьер Огюст Ренуар. Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Ренуар — один из самых позитивных художников. Его герои и героини общаются, смеются, танцуют и просто живут в удовольствие. На его картинах вы не увидите мрачных лиц, трагичных сцен и слез детей. Вы на них не увидите даже черного цвета. Как, например, на картине «Девушки в черном».

Дело в том, что в 80е года 19 века Ренуар знакомится с научной теорией о взаимодействии спектральных цветов. Тогда стало модно обсуждать, что в природе нет черного цвета, а есть только синий, желтый и красный.

В результате Ренуар отказывается от использования чёрной краски. На картине «Девушки в черном» платья и шляпки героинь написаны сложным смешением синего ультрамарина и красного краплака.

Чтобы вам было понятно, как в чистом виде эти краски выглядят на картине, посмотрите на работы Яна Вермеера. Он часто использовал и краплак, и ультрамарин в своих работах.

Ян Вермеер

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

На картине «Девушка в красной шляпе» Вермеер написал шляпу героини красным краплаком. А на знаменитом полотне «Молочница» передник женщины написан чистым синим ультрамарином.

Вермеер молочница

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей Амстердама.

Еще картина «Девушки в черном» интересна тем, что создана в момент творческого кризиса Ренуара. Он говорит «Я дошёл до конца импрессинизма» именно в 1881 году, когда была создана картина.

В этом году он резко меняет свой стиль и создаёт более академичные, нежели атмосферные картины. Плавные аккуратные мазки заменяют крупные и небрежные, свойственные импрессионистам. Появляются более чёткие линии.

К этому же периоду, что и «Девушки в черном», относится картина Ренуара «Зонтики». В ней также преобладают плавные чёткие линии. И чистого черного вы на ней тоже не найдёте.

Ренуар зонтики

Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881-1886 гг. Национальная галерея Лондона.

И ещё одна особенность картины «Девушки в черном»: изображение той, что в профиль, обрезано. Как будто перед нами фотография. Такой же эффект художник использует и в картине «Зонтики». Этим эффектом часто пользовались импрессионисты, чтобы подчеркнуть естественность происходящего.

Особенно мастером в этом был Эдгар Дега. Многие его картины как будто сняты «из-за угла». Об этом более подробно читайте в статье «Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни».

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий