Радищевский музей в Саратове. 7 картин, которые стоит увидеть

Радищевский музей в Саратове старше Третьяковки и Пушкинского музея. Это первый музей, открытый в русской провинции. До сих пор является одним из лучших европейских музеев.

Все благодаря его основателю Боголюбову Алексею Петровичу. Внук Радищева, автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Профессор Академии художеств. Он собрал уникальную коллекцию работ европейских и русских художников и передал её в дар городу.

Его всячески поддерживал в этом начинании Александр III. И даже подарил несколько работ из Эрмитажа. Поэтому музей уникален. И провинциальным его сложно назвать. Так что решила написать об этом музее не только потому что сама родилась и выросла в Саратове.

1. Джорджо Вазари. Триумф Вакха

Вазари триумф вакха

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Вазари, младший современник Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Архитектор и художник. Но мы его больше знаем, как создателя знаменитых жизнеописаний мастеров Возрождения. Благодаря Вазари мы достаточно хорошо знаем о творческом пути и жизни Рафаэля.

Картины Вазари — очень редкое явление в русских музеях. Поэтому Радищевский музей заслуженно гордиться этим шедевром.

Кстати, картина была куплена у итальянских владельцев с аукциона для Эрмитажа. Когда был построен Радищевский музей, Александр III разрешил Боголюбову забрать ее из запасников Эрмитажа. Тогда в её подлинности сомневались. Однако в 21 веке химический анализ подтвердил авторство Вазари.

Картина написана в стиле маньеризма. Отсюда — нагромождение фигур. Повышенный эротизм. Поучительный сюжет. Посередине — Бог Дионисий. Он молод. Но уже утомлён от вечного праздника. Слева от него молодые девы. Справа — женщина-сатир в возрасте и не менее молодой сельский бог Силен с ослом.

Вазари как бы пытается донести, что если в молодости алкогольные возлияния уместны, то с возрастом они выглядят нелепицей. И если в возрасте человек продолжает злоупотрелять возлияниями, то представляет из себя жалкое зрелище.

О мастере читайте в статье «Джорджо Вазари. Художник и искусствовед в одном лице».

2. Коро Жан-Батист-Камиль. Замок Пьерфон

Коро замок Пьерфон

Жан Батист Камиль Коро. Замок Пьерфон. 1865 г. Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Работы знаменитого французского живописца 19 века Коро также редко встретишь в русских музеях. Но в Радищевский музей картина попала не случайно. Боголюбов искренне восхищался художником и по возможности приобретал его работы.

Работы Коро ни с чем не спутаешь. Они являются классикой барбизонской школы. Барбизонцы были предшественниками импрессионистов. Они первыми начали работать на открытом воздухе. Предпочитали писать пейзажи и сельскую жизнь. Все это импрессионисты у них и позаимствуют.

Однако барбизонцы в отличие от импрессионистов предпочитали сдержанные тона. Вернее они пользовались несколькими тонами одного цвета. В результате работа получалась чуть ли не монохромной. Такова и картина «Замок Пьерфон». Импрессионисты, в том числе Клод Моне и Ренуар будут тяготеть куда к более ярким краскам.

Коро изобразил раннее утро. Очертания замка только-только проступили из темноты. Невероятным образом художник передал свет зарождающегося дня. На переднем плане — два стражника. Это добавляет в пейзаж сказочности и таинственности. Ведь Коро — художник-поэт. А его работы называют «пейзажами настроения».

Работа является авторским повторением работы Коро «Пароль или воспоминания о замке Пьерфон», которая хранится в Пушкинском музее в Москве.

3. Айвазовский И.К. Корабль у берега

Айвазовский корабль у берега

Айвазовский И.К. Корабль у берега. Первая половина 19 в. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

«Корабль у берега» — классическая работа Айвазовского. Он любил писать морскую разбушевавшуюся стихию. На картине как раз изображен начинающийся шторм. Корабль накренило. Паруса крепко надуты. Море бежевого цвета от поднятого со дна песка.

Поразительно, что Айвазовский писал картину на одном дыхании, пока не высохнет краска. За один день. Иногда за полдня. Невероятное мастерство. Не удивительно, что Айвазовский оставил поистине огромное художественное наследие. Более 6000 работ. Три из них и хранятся в Радищевском музее.

Вам не кажется, что на таком расстоянии от берега корабль слишком мелкий? Либо он должен быть больше. Либо находиться дальше. Уверена, что Айвазовский осознанно сделал корабль такого размера. Немного пренебрегая реалистичностью. Чтобы подчеркнуть превосходство природной стихии над кораблем.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье «Девятый вал» Айвазовского. Почему это шедевр?»

4. Репин И.Е. Портрет Нади Репиной

Репин портрет Нади Репиной

Репин И.Е. Портрет Нади Репиной. 1881 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Портрет Нади Репиной или «Девочка в розовом» — визитная карточка Радищевского музея. Это шедевр, известный многим. И понятно почему.

Она очень жизненна и естественна. Девочка только проснулась. Но ещё пребывает во власти сновидений. Её взгляд отрешён. Руки опущены. Картина написана в импресионистской манере. Широкими мазками. В виде выхваченного «кадра» из повседневной жизни.

Репин не был импрессионистом. И даже осуждал их за пренебрежение деталями. Но видимо для такого сюжета только импрессионизм и подходил. Чтобы подчеркнуть сиюминутность происходящего. Хотя на самом деле Репин работал над картиной долго. Его дочери пришлось не раз попозировать. Не в самой удобной позе.

Боголюбов в Париже всячески поддерживал молодых русских художников. В том числе молодого Репина. Поэтому не удивительно, что тот выбрал Боголюбова крестным отцом Нади. А потом и подарил портрет шестилетней девочки. Так картина вместе с остальной коллекцией Боголюбова и попала в Радищевский музей.

5. Левитан И. И. Буря. Дождь.

Левитан буря дождь

Левитан И.И. Буря. Дождь. 1899 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Картину «Буря. Дождь» Левитан писал будучи смертельно больным. Это его последняя крупная работа. Врачи не скрывали от него, что его болезнь сердца смертельна. Поэтому несомненно его душевное состояние проявилось на этой картине.

Силы леса на исходе. От него остались лишь пни и поленицы дров. Да несколько тоненьких берёзок. Им крайне тяжело устоять в буре. Ведь они огалены. Более крепкие соседи срублены. Без их защиты им не устоять. Смирения со смертью здесь нет. Наоборот, она воспринимается как всеразрушающая стихия. С которой нет сил бороться.

Тонкие березки часто появляются на картинах Левитана. Скорее всего, они отражают его собственный склад характера. Ранимый, застенчивый и непрактичный человек. Очень талантливый, но мало приспособленный к жизни.

6. Борисов-Мусатов В.Э. Осенний мотив

Борисов-Мусатов осенний мотив

Борисов-Мусатов В.Э. Осенний мотив. 1899 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Никак я не могла обойти вниманием картины уроженца Саратова, Борисова-Мусатова.

В Саратове он жил до поступления в Московское художественное училище. И каждое лето проводил именно здесь. Тогда Саратов был городом садов. Поэтому не удивительно, что пышная зелень и яркие краски детства взрастили в художнике тягу к импрессионизму.

На картине «Осенний мотив» — постановочный сюжет. Сестра Елена в платье начала 19 века. Кто-то из друзей в костюме 18 века. Разговор прерван. Грустное молчание. Тёплый осенний день. Тоска по ушедшей эпохе. Скорее сновидение, чем реальность.

7. Кустодиев Б.М. Троицын день

Кустодиев троицын день

Кустодиев Б.М. Троицын день. 1920 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Картина «Троицын день» красочна, мажорна. Впрочем как и большинство работ Кустодиева. На переднем плане — купчихи. Они не раз появляются на картинах художника.

Ведь такая добротная женщина с пышными формами и розовыми щеками — олицетворение сытой, счастливой жизни. После революции художник не раз голодал. Поэтому назло действительности изображал жизнь сытую и приятную. Дореволюционную. Купеческую.

Кустодиев уже был сильно болен, когда писал «Троицын день». 9 лет до этого ему поставили страшный диагноз, туберкулёз позвоночника. Он уже не ходил. Испытывал постоянные боли. Тем удивительнее красочность и декоративность его картин.

О работах Кустодиева также читайте в статье «Музей русского импрессионизма в Москве».

PS.

В Радищевском музее хранится около 1500 картин и рисунков основателя музея, Алексея Петровича Боголюбова. Конечно, его имя не такое «раскрученное», как имена Репина или Левитана. Однако его картины хранятся также во многих музеях.

Одна из лучших его работ:

Боголюбов Основатель музея

Боголюбов А.П. Зима. Снежный занос. 1870 г. Саратовский государственный художественный музей им А.Н. Радищева

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий