«Поцелуй» Климта. Почему это шедевр?

Климт Поцелуй

Густав Климт. Поцелуй. 180х180 см. 1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена

Если вы когда-нибудь слышали о Густаве Климте (1862-1918 гг.), значит вы точно знаете и его работу «Поцелуй».

Что мы видим на картине? Двое влюблённых на цветочном лугу обнялись словно под единым золотым покрывалом. Мужчина целует женщину в щеку. А вокруг никого. И ничего. Лишь золотой фон. А стоят они на краю то ли оврага, если прозаично. Либо вселенной, если уж совсем романтично.

Почему же именно эта картина стала самой знаменитой среди работ Густава Климта? И все ли на ней так однозначно? На самом ли деле эти люди влюблены?

Почему «Поцелуй» именно такой ?

В картине переплетены многие техники. Но больше всего заметно влияние византийской иконы. Когда смотришь на «Поцелуй», сразу вспоминаются иконы в золотых окладах. Когда вся поверхность изображения покрыта золотым «покрывалом». И лишь лики и руки прорисованы красками.

Византийские иконы в окладах были широко распространены в России, где, конечно, Климт не был. Но подобные иконы встречаются в итальянских церквях. Где художник и мог их видеть.

Но в целом “Поцелуй» вписывается в стиль Модерн или Ар-нуво (на французский манер).

Му́ха грезы

Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция

Цветочные орнаменты. Витиеватые линии. Повышенный эротизм. Нарочитая эстетика. Любимый стиль многих женщин.

Именно поэтому у «Поцелуя» больше поклонниц, нежели поклонников. Это самый женственный стиль среди всех направлений в искусстве.

Добровольный ли поцелуй ?

Принято считать, что Климт изобразил влюблённых. Мужчина целует женщину в щеку. И мы понимаем, что это только любовное прелюдие. Ещё чуть-чуть, их одеяния спадут. А дальше… впрочем Климт чаще писал именно это «дальше». Но в этой картине все только начинается.

Но на самом ли деле он изобразил влюблённых? Когда я обратила внимание на позу и жесты героини, у меня возникли сомнения.

Климт фрагмент Поцелуя

Густав Климт. Фрагмент «Поцелуя». 1908 г. Бельведер, Вена

Посмотрите, как необычно ведут себя руки девушки. Ее левая рука придерживает руку мужчины у ее щеки. Как будто делая слабую попытку ее отстранить.

Правая же рука вроде и охватывает мужчину сзади, но пальцы сильно напряжены. Как будто не решаются полноценно прикоснуться к «любимому». У мужчины такой двусмысленности в жестах нет.

Можно было бы списать такую необычную жестикуляцию на личное видение Климта. Может он считал, что именно так женщина выражает свою страсть.

Но если посмотреть на другие его работы, то сразу становится понятным: он прекрасно знал, как обнимает по-настоящему любящая или полностью отдающаяся страсти женщина.

Слева: Эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена. Посередине: фрагмент фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель. Справа: Рисунок «Обнимающаяся стоя пара». 1908 г. Музей истории города Вена.

С ногами героини тоже не все так просто. Она стоит на коленях. По сути в подчиненной позиции. Что уже никак не соответствует статусу влюблённой. К тому же стопы девушки сильно напряжены, а пальцами ног она упирается в край обрыва.

Климт Поцелуй деталь

Густав Климт. Поцелуй. Деталь. 1908 г. Бельведер, Вена

Как будто в последней надежде удержаться и не сорваться. Да еще стебли вьюна как-то уж очень напоминают оковы.

Обратите внимание, что на эскизе обрыв тоже присутствует, но влюблённые на равных стоят на ее краю. И нет ощущения, что кто-то из них может сорваться.

Климт Поцелуй эскиз

Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена

Такое ощущение, что Климт на самом деле собирался изобразить влюблённых. Но все же остановился на более неоднозначном варианте отношений.

Он — намного старше ее. Это очевидно по заострённым чертам его лица. Она — в ситуации, когда не может сказать «нет». Либо она отвечает согласием, либо ее ждёт пропасть. Отсюда — напряжение в руках и ногах и подчиненная позиция.

Для начала 20 века — вполне распространённая ситуация. Красивые бессеребреницы быстро подчинялись страсти богатых, не всегда молодых поклонников.

Почему «Поцелуй» такой целомудренный ?

Всем известно, что Климт — это про ню. Очень женственное, сияющее, стильное, но все же ню. Почти на каждой его картине есть обнаженные рыжеволосые или темноволосые красавицы.

Климт Даная

Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда в Вене

«Поцелуй» среди этих эпатажных работ кажется более, чем целомудренным. Хоть в детскую вешай репродукцию. Почему же?

Климта в начале 20 века обвиняли в чрезмерной откровенности и даже создании порнографии. Особо чопорные товарищи предлагали даже выдворить его из страны.

На что Климт парировал ещё одной откровенной работой «Моим критикам». Где пышнотелая девица повернулась к зрителю своей аппетитной … спиной. Правда потом мастер поменял название на «Золотые рыбки».

Климт золотые рыбки

Густав Климт. Золотые рыбки. 1901-1902 гг. Швейцарский институт исследования искусства, Цюрих

Но все же критики сильно его донимали. Дошло до того, что с начала 20 века Климт отказался выполнять заказы на монументальные росписи в общественных местах. Предпочитая создавать картины на продажу.

Вполне возможно, что «Поцелуй» был неким отступлением от всепроникающего ню под давлением общественности.

Самое удивительное, что это картина считается главным и самым узнаваемым шедевром Климта. Вот такой парадокс. Столько откровенных, аппетитных прелестей. А самой узнаваемой стала наиболее целомудренная работа мастера.

Впрочем, никакого парадокса. За счёт того, что картина вполне тянет на статус «6+», ее смело вставляли в любой школьный учебник. Если нужно было детям рассказать об искусстве 20 века. А дети вырастали и помнили именно этот шедевр.

Подведем итог. Почему же «Поцелуй» — это шедевр.

«Поцелуй» — квинтэссенция стиля и мастерства Климта. Используемые в картине приемы не новы для художника. Наоборот, они все встречаются в других его работах. «Ковры» из цветов. Золотое одеяние героев.

Слева: Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих. Справа: Золотая Адель. 1907 г. Новая галерея в Нью-Йорке

В картине много деталей. Цветы под ногами героев, замысловатый рисунок их одеяний. Но всему этому противопоставлена и лаконичность. Почти однородный золотой фон и одиночество двух фигур.

Это не просто история о двух влюблённых, это картина о чувственном опыте вообще. Наклон головы, распожение рук и плеч превращаются в символ влечения. Если у зрителя есть опыт влюблённости или сильной эмоциональной привязанности, он сразу его вспоминает, когда смотрит на «Поцелуй».

Все вместе — повышенная эстетика, сочетание детализации и лаконичности, а также линии и формы, которые легко вызывают эмоциональный отклик у зрителя  — делают «Поцелуй» шедевром.

Читайте также о выдающемся ученике Климта в статье «Эгон Шиле. Много таланта, мало времени».

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

3 thoughts on “«Поцелуй» Климта. Почему это шедевр?

  1. ну шедевр так сказать под давлением модерна пусть французкого
    так далее если это ню то икону упоминать не корректно
    а то такой а ля экскурс

  2. я бы упомянул о пластике рисунка подкупающей

  3. Спасибо за конструктивную критику! Она заставила меня задуматься. Поэтому Ваши комментарии учла и кое-что поправила в статье. Про пластичность не стала писать, слишком искусствоведческий термин. Но про влияние линий и форм на зрителя я добавила.

Добавить комментарий