Пауль Клее. Мастер, рисующий музыку и другие миры

«Линия — это точка, которая пошла погулять». Пауль Клее

Пауль Клее (1879-1940 гг.) родился в Берне (Швейцария). В семье преподавателя музыки. Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.

В молодости иногда играл в оркестре, чтобы немного заработать. Но решил в музыке карьеру не делать. Считая, что на этом поприще уже Моцарт и Бах достигли вершины. А вот в живописи ещё есть, куда двигаться.

Вот такое взрослое решение ещё совсем юного человека. Как вы понимаете, родители прочили ему музыкальную карьеру. Но Клее настоял на своём. В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.

Ранние работы Клее

Сначала он сосредоточился на технике офорта. Мрачных, гротескных. В духе Капричос Гойи.

Чего только стоит один из известных его офортов. С таким громоздким, но оригинальным названием «Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого».

Клее встреча двух людей

Пауль Клее. Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого. 1903 г. YouTube.com

Благодаря увлечению офортами он изобрёл свою собственную технику — гравюру иглой по стеклу. «Портрет эмоциональной дамы» как раз создан в этой технике.

Клее портрет эмоциональной дамы

Пауль Клее. Портрет эмоциональной леди. 1906 г. Стекло. 24х16 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Artinvestment.ru

Как Клее стал тем Клее, которого мы знаем

Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании. Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что «художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом».

Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения. Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.

Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.

В 27 лет он женится на немецкой пианистке и переезжает вновь в Мюнхен. Его жена будет его единственной женщиной на всю жизнь. При этом их семья была необычна. Она работала, а он сидел дома. Занимался живописью, но его работы ещё не покупали.

Даже когда родился их сын Феликс, жена продолжала работать. Слава настигнет его лишь к 40 годам. До тех пор — материально он зависим от жены. Но это не мешало им быть счастливыми в браке.

В 32 года Клее знакомится с передовыми художниками: Кандинским, Мондрианом. Он находит среди них понимание. Ведь он так же, как и они хочет перенести на бумагу или холст внутреннюю сущность мира. Закрыв глаза на внешнюю оболочку.

Поездка в Тунис окончательно сформировала Клее, как выдающегося колориста. Отныне цвет для него — главное. Сам Клее говорил: «Писать – значит лишь одно: помещать нужный цвет в нужное место».

Клее статично-динамичная градация

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Акварель, чернила, бумага. 26х38 см. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

С этих пор он стал тем Паулем Клее, которого мы знаем. Тем, кто был убежден: смысл искусства не показывать видимое, а делать невидимое видимым.

Когда вы смотрете в окно, вы видите видимое. Но если вы смените фокус и посмотрите на стекло, только что видимое станет туманным, почти неразличимым. И возможно вне фокуса вы «увидите» нечто другое.

Вот эти миры «вне фокуса» и стремился показать нам Клее. Но с условием, что мы будем включать свою фантазию. Чтобы разглядеть что-то предназначенное лично нам.

Разнообразный Клее

Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.

Клее шаг

Пауль Клее. Шаг. 1914 г. Холст, масло, карандаш. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Arts-museum.ru

Когда смотришь на картину «Шаг», кажется, что Клее абстракционист.

Но нет. Иногда предметы и объекты реального мира появлялись в его работах. Но лишь, чтобы быть частью другого мира.

Клее до краев

Пауль Клее. До краев. 1930 г. Бумага, акварель, перо. Городской музей в Базеле, Швейцария. Community.artauthority.net

За счёт таких картин сюрреалисты назвали Клее одним из своих основоположников.

Но у Клее есть и другие работы. За которые уже примитивисты приняли его за своего.

Клее новый ангел

Пауль Клее. Новый Ангел. 1920 г. Акварель, тушь, цветные мелки. Музей Израиля, Иерусалим. Artchive.ru

На самом деле Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.

Клее три цветка

Пауль Клее. Три цветка. 1920 г. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Buro247.ru

В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее. «Экономит», сокращает. Оставляет только главное.

А ещё добавляет музыку. Каждый его цвет — это нота. Полотно — мелодия.

Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.

Клее ягненок

Пауль Клее. Ягнёнок. 1920 г. 31х41 см. Масло, чернила, картон. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне, Германия. Staedelmuseum.de

1920 год. Признание

В 20-х годах к Клее приходит слава. Тогда же его приглашают преподавать в Баухаус*. Здесь он воодушевлено внушает ученикам, что лишь духовное и интуитивное важно в искусстве.

Здесь же он преподаёт искусство работы со стеклом. В том числе по созданию витражей. Часть его картин на самом деле похожи на витражи.

Клее парк

Пауль Клее. Парк. 1938 г. Газетная бумага, мешковина, масло. 100х70 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Abstractcritical.com

Его коллеги вспоминали, что мастерская Клее напоминала лабораторию алхимика. В ней стояло несколько мольбертов. Художник мог часами сидеть в углу с трубкой и медитировать. Потом резко встать и нанести пару выверенных линий или мазков.

Все его работы были заранее продуманы. А исполнение отличалось тщательностью, почти ювелирностью.

Клее был восхищён работоспособностью Ван Гога, который писал по одной картине в 1-2 дня. И также стремился работать, ни дня без линии. В результате он оставил огромное наследие. Более 10000 работ.

Изгнание

1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию. Единственно верным признается псевдоклассическое искусство. Что-то типа того.

Вернер Пайнер

Картина Вернера Пайнера 1935 года. Germanartgallery.de

Как вы понимаете, создателю «Нового Ангела» и «Статично-динамичной градации» мало что хорошего предвещало будущее в стране с такими идеалами.

Он уехал в Берн. В город, где он родился. Подал документы на гражданство. Получил отказ.

Со второй попытки гражданство ему дали. Правда получил его слишком поздно. Через несколько дней после смерти.

Да, швейцарцы и тогда долго давали гражданство. Когда в 2005 году в Берне построили Центр Пауля Клее, мэр города сказал, что это единственная возможность публично принести извинения великому мастеру.

Умер Клее в 61 год. Последний год жизни умирал от мучительной болезни. Когда каждое движение — это сильнейшая боль. Провёл этот год в постели. И за это время создал 1200 работ. Ни дня без линии. Вот одна из последних его картин.

Клее странствующий цирк

Пауль Клее. Странствующий цирк. 1940 г. 64х40 см. Литография. Художественный музей в Сан-Паулу, Бразилия. Expressionists.ru

Пауль Клее в России

Я нашла только одну работу Клее, хранящуюся в России. В Пушкинском музее. Это рисунок-эскиз к куколке.

Клее куколка

Пауль Клее. Куколка. 1920 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Buro247.ru

Клее сам смастерил десятки кукол для домашнего театра своего сына Феликса. Когда он вырос, то вспоминал детство, как время, наполненное волшебством. А стал он … театральным режиссёром.

*Баухаус — легендарная школа строительства и дизайна. Облик архитектуры современных городов сформирован выпускниками этой школы.

О другом ярком представителе модернизма читайте в статье «Чёрный квадрат» Малевича. Почему это шедевр?»

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий