Орацио Джентилески. Главный «ткач и портной» в истории живописи

Орацио Джентилески (1563 — 1639 гг.). Родился и учился живописи в Тоскане. Но за свою жизнь успел поработать в Риме, Франции, Англии.

Ещё будучи молодым человеком, он перебрался в Рим. Там он тесно общался с Караваджо. Был крайне впечатлён работами своего приятеля. Стал его последователем. Караваджистом. Причём одним из лучших.

Его работы ценились современниками. Недаром английский король Карл I назначил его придворным художником.

Даная. Самая дорогая картина Джентилески

Ценят его и сейчас. О чем говорит цена, которую музей Гетти в Лос-Анджелесе заплатил за его «Данаю». В 2016 года музей приобрёл ее за 30,5 млн. $ !

Орацио Джентилески Даная

Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США. www.getty.edu

Джентилески умело использовал в своих работах тенебросо. Позаимствовав его у Караваджо. Когда действие происходит на фоне сплошной тьмы. А фигуры вылепляются направленным на них светом.

Джентилески подражал ранним работам Караваджо. Поэтому его персонажи более лиричные. Краски более светлые.

Зрелый Караваджо был скорее трагиком. К тому же для образов святых ему позировали бродяги и проститутки. И все их особенности и изъяны оказывались на полотне. Грязные пятки. Порванная одежда. Слишком глубокое декольте.

Джентилески не был настолько смел. Его Даная величава. Ее лицо и жест благородны. Лежит она в самой выгодной позе. Чтобы ей было легко любоваться.

Однако это не отменяет того, что «Даная» — шедевр. Простота композиции. Чёткий рисунок. Гармоничный светлый колорит. Особенно Джентилески был мастером в изображении одежды, тканей. В потрясающей проработке складок.

Это заметно и на картине «Даная». Реалистично смятая простыня. Четыре разных ткани изображены поистине виртуозно. Недаром искусствовед Роберто Лонги назвал Джентилески «самым замечательным портным и ткачом в истории живописи».

Лютнистка. Один из главных шедевров Джентилески

Еще один шедевр мастера. «Лютнистка». Хранится в Национальной галерее Вашингтона.

Орацио Джентилески Лютнистка

Орацио Джентилески. Лютнистка. 1612-1620 гг. Национальная галерея Вашингтона, США. Wikipedia.org

Орацио Джентилески очень любил однофигурные композиции. Тоже под влиянием ранних работ Караваджо. Таких, как «Вакх» или «Лютнист».

Такие работы получались у Джентилески превосходно. «Лютнистка» тому подтверждение. Необычная поза. Девушка настраивает свой инструмент. Нежно приложив его к уху. Как всегда великолепно прописаны ткани и одежда героини.

Артемизия Джентилески. Дочь мастера, которая стала художницей

Джентилески свои знания охотно передавал своей дочери. Она занималась в его мастерской с 12 лет. Для того времени это было крайне необычно. Видимо Джентилески был любящим отцом. Все-таки ремесло передавали сыновьям. Дочерям же были уготованы роли жены и матери. Не более того.

Неизвестно, пожалел ли Джентилески о том, что обучал свою дочь. В 19 лет ее изнасиловал один из художников. Именно отец настоял на том, чтобы дочь взяла у него несколько уроков.

Совратителя посадили в тюрьму. А удрученный отец поспешно выдал дочь замуж за другого художника. С которым Артемизия никогда не была счастлива.

Однако, как художница, Артемизия была успешна.  В 1616 году она даже стала первой женщиной-академиком флорентийской Академии живописного искусства.

Сравните «Данаю» дочери с «Данаей» отца. Как вы думаете, превзошла ли дочь отца?

Артемизия Джентилески Даная

Артемизия Джентилески. Даная. 1612 г. Художественный музей в Сент-Луисе, Миссури, США. Wikipedia.org

Джентилески в Эрмитаже

В России хранится одна картина Джентилески «Амур и Психея». В Эрмитаже. Она создана под сильным влиянием Караваджо.

Герои изображены на фоне сплошной темноты. Амур только что был разбужен своей супругой Психеей. Поза Психеи естественна. Она даже немного сгорбилось, засмотревшись на мужа. Ведь его лицо она до этого не видела.

Джентилески амур и Психея

Орацио Джентилески. Амур и Психея. 1610-е года. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург. wga.hu

Последние 14 лет своей жизни Орацио Джентилески прожил в Англии. Именно он познакомил английских художников с техникой тенебросо.

Англичанам нравилась лирическая живопись мастера. Но здесь он крайне мало создал полотен. Заказчики предпочитали, чтобы он раскрашивал потолки их дворцов. И создавал копии своих же шедевров.

Ещё об одной Данае Эпохи Барокко читайте в статье «Даная Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий