Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века.

Олимпия Мане

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

«Олимпия» Эдуарда Мане — одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 150 лет назад она произвела невообразимый скандал.

Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину! Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна. Ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного.

Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа Тициана «Венера Урбинская». Тициан же в свою очередь был вдохновлён работой своего учителя  Джорджоне «Венера спящая».

В середине: Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция. Внизу: Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Обнаженные тела в живописи

И до Мане, и во времена Мане обнаженных тел на полотнах было предостаточно. При этом эти работы воспринимались с большим воодушевлением.

«Олимпия» была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (самой главной выставке Франции). А за 2 года до этого  там же была выставлена картина Александра Кабанеля «Рождение Венеры».

Кабанель рождение Венеры

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж.

Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнаженное тело богини с томным взглядом и струящимися волосами на полотне в 2 метра мало, кого могут оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.

Почему Олимпия Мане и Венера Кабанеля произвели такие разные реакции у публики?

Мане жил и творил в эпоху пуританских нравов. Любоваться обнаженным женским телом было крайне неприлично. Однако это было дозволено, если изображённая женщина была как можно менее реальной.

Поэтому художники так любили изображать мифических женщин, таких как богиня Венера Кабанеля. Или же женщин восточных, загадочных и недосягаемых, таких как Одалиска Энгра.

Энгр одалиска

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г. Лувр, Париж.

3 лишних позвонка и вывихнутая нога ради пущей красоты

Явно, что модели, которые позировали и Кабанелю, и Энгру, в реальности обладали более скромными внешними данными. Художники откровенно их приукрашивали.

По крайней мере, это очевидно с Одалиской Энгра. Художник добавил своей героине 3 лишних позвонка, чтобы вытянуть стан и сделать изгиб спины эффектнее. Рука у Одалиски также неестественно вытянута, чтобы гармонировать с удлиненной спиной. К тому же и левая нога неестественно вывернута. В реальности под таким углом она не может лежать. Несмотря на это образ получился гармоничным, хотя и очень нереалистичным.

Слишком откровенная реалистичность Олимпии

Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия слишком реалистична. До Мане так, пожалуй, писал только Франсиско Гойя. Он изобразил свою Маху обнаженную хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней.

Маха является представительницей одного из самых низших сословий Испании. Она, как и Олимпия Мане, смотрит на зрителя уверенно и немного вызывающе.

Маха Обнаженная Франсиско Гойя

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Мане также вместо прекрасной мифической богини изобразил женщину земную. Более того — проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из её клиентов. Это ещё более подчёркивает, чем наша героиня зарабатывает на жизнь.

Внешность модели, названной современниками уродливой, на самом деле просто не приукрашена. Это внешность реальной женщины со своими недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты без соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.

Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.

Ещё одна куртизанка Мане

Мане всегда был первопроходцем, как и Франсиско Гойя в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Он стремился взять лучшее из творчества других мастеров, но никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное. «Олимпия» — яркий тому пример.

Мане и в последующем остался верен своим принципам, стремясь изображать современную жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину «Нана». Написанная в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.

Мане Нана

Эдуард Мане. Нана. 1877 г. Гамбургский кунстхалле музей, Германия.

Ещё одна Олимпия, современная

Кстати, в музее Д’Орсе хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане.

Поль Сезанн

Поль Сезанн. Олимпия современная. 1874 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Олимпия Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем Олимпия Мане. Однако, «лёд тронулся». Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от своих пуританских взглядов. Этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.

Так, купальщицы и простолюдинки Эдгара Дега продолжат новую традицию показывать жизнь обычных людей. А не только богинь и знатных дам в застывших позах.

И уже Олимпия Мане никому не кажется эпатажной.

О шедевре читайте также в статье «Картины Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью».

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

2 thoughts on “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века.

  1. Очень интересная статья, я всегда путала ведь есть Моне и Мане, типерь никогда не перепутаю Великий Эдуард Мане- реалист и первым изобразил реальную голую женщину (без фотошопа)))))) еще и легкого поведения. Мне кажется он подозревал какая будет реакция у общества того времени, еще мне нравиться на этой картине милый черный кот, у него такой вид как будто его испугала фото вспышка.

  2. Спасибо за комментарий!
    Да, у художников Клода Моне и Эдуарда Мане похожи лишь фамилии. Творчество же их сильно отличается.
    Когда Моне ещё не был известен, и они ещё не дружили с Мане, с ними произошла забавная история.
    Клод Моне организовал первую независимую выставку, на которой выставил свою теперь знаменитую работу «Впечатление». Работа подверглась жёсткой критике.
    До Мане дошли слухи, что он якобы нарисовал некую ерунду и выставил её на неизвестной выставке. В бешенстве он помчался на выставку. Он был вне себя, увидев, что кто-то выставил непонятную картину под его именем, да ещё и написал его фамилию с ошибкой!
    Отличное наблюдение по поводу кота! На самом деле, кот как-будто смотрит в объектив фотокамеры;)).

Добавить комментарий