Тулуз-Лотрек. Художник, прославивший Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек танец в Мулен-Руж

Кабаре «Мулен Руж» у всех на слуху. Однако не все знают, что значительную лепту в его прославление внёс художник Анри де Тулуз-Лотрек. Этому заведению и его обитателям он посвятил сотни своих работ. Картины, плакаты, литографии. Благодаря ему мы до сих пор знаем имена танцовщиц Мулен-Руж той эпохи. Ла Гулю. Джейн Авриль.

Тулуз-Лотрек не случайно так много времени проводил в Мулен-Руж. Если бы не одно обстоятельство, он бы обходил кабаре стороной. Да и художником вряд ли бы стал.

По происхождению Тулуз-Лотрек — аристократ из очень древнего рода. Его ждал мир лошадиных скачек, охоты и балов.

Но на лошадь он так и не сядет. Про охоту и балы тоже придётся забыть. С рождения он был слаб здоровьем. Частые детские болезни. В подростковом возрасте — переломы. Конечности остановились в росте. Генетическое заболевание. Выше 150 см Тулуз-Лотрек так и не вырастет.

Мечты о скачках и охоте разбиты вдребезги. Но его энергичная и амбициозная натура жаждала реализации. Живопись могла его спасти. Тем более, что талант был налицо.

Физическая неполноценность толкнула Тулуз-Лотрека в мир кабаре и публичных домов. Среди проституток, танцовщиц и циркачей он чувствовал себя свободнее. Он забывал о своей ущербности. Среди тех, кто также был обижен судьбой. Как он говорил о проститутках: «Наконец я нашёл женщин, которые не выше меня ростом».

Вскоре он стал аристократов воспринимать ущербными. Увидев со стороны всю их заносчивость и высокомерие. В мир, к которому он принадлежал по рождению, он уже никогда не вернётся.

Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. 1892-1895 гг. Холст, масло. Чикагский институт искусства

В Мулен-Руж Лотрек был завсегдатаем. Случайный посетитель, увидев там художника, мог подумать, что он один из аттракционов заведения. Все время громко разговаривает. Острит. А вокруг него все хохочут.

На картине «В Мулен-Руж» за столом — знакомые Лотрека. Спиной к нам у зеркала — знаменитая танцовщица Мулен-Руж Ла-Гулю. Она поправляет свой фирменный пучок рыжих волос. Сам Лотрек со своим долговязым родственником — в профиль на заднем плане.

Справа как будто случайно «попала в кадр» женщина. Её лицо ярко освещено. Это английская певица Мэй Милтон. Она выступала в Мулен-Руж один сезон и пользовалась невообразимым успехом.

Картина похожа на  фотографию. В кадр слева попали перила. Изображение певицы и вовсе срезано. Посетители за столиком как будто и не подозревают, что их «снимают».

Как и Эдгар Дега, Лотрек стремился показать жизнь без постановок и декораций. Отсюда такая оригинальная композиция.

Мулен-Руж, как ярмарка продажной любви

Тулуз-Лотрек Танец в Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1890 г. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии, США

Конечно, Тулуз-Лотреку нравились танцы. Безудержная, пошлая кадриль Ла-Гулю. Экстазные выпады ножкой Джейн Авриль.

Однако на картинах сам танец Лотрек изображал не часто.  Ему больше были интересны обитатели кабаре. Здесь перемешивались все слои общества. Аристократы приходили за низменными удовольствиями. Кокотки высматривали любовников побогаче.

На картине «Танец в Мулен-Руж» Ла Гулю и Валентин Бескостный танцуют очередной безудержный танец. На переднем плане мы видим женщину в розовом платье.

Современники Тулуз-Лотрека сразу бы поняли, что это куртизанка. Она пришла сюда на работу. Рядом с ней — женщина в тёмном платье. Тогда проституток всегда сопровождали некрасивые и скромно одетые компаньонки.

Нестандартная любовь в Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек танцы в Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США

В Мулен-Руж себя вольготно чувствовали представители сексуальных меньшинств. Никто их здесь не осуждал. Тем более Тулуз-Лотрек.

В их нестандартной любви он видел что-то для себя близкое. Ведь с его физическими данными любовь достойной женщины ему была не доступна. Он трезво осознавал, что любовь он сможет лишь покупать.

Ла-Гулю — звезда Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек Ла-Гулю в Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. Ла-Гулю в Мулен-Руж. 1892 г. Музей современного искусства (МоMA), Нью-Йорк

Тулуз-Лотрек часто писал главную звезду Мулен-Руж Ла-Гулю. Картина «Ла-Гулю в Мулен-Руж» — один из самых известных её портретов. На нем она изображена со своей сестрой (слева) и любовницей.

Как всегда, Лотрек стремился показать характер героини. Обычная торговка в экстравагантном платье. Надменная. Вульгарная. Как называл её Лотрек — «сладострастное и похотливое животное».

Ла-Гулю виртуозно танцевала Кан-Кан. Благодаря ей этот танец станет таким популярным. Поклонники приходили и кричали «Выше Ла-Гулю, выше!» Это конечно, о её ногах.

Утонченная Джейн Авриль

Тулуз-Лотрек Джейн Авриль

Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж

Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать — содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.

В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.

Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.

Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.

Рекламный плакат Тулуз-Лотрека

Тулуз-лотрек плакат

Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Не только Лотрек прославлял Мулен-Руж. Но и наоборот. Почти сразу после открытия владельцы Мулен-Руж заказали Лотреку плакат для рекламы заведения.

Плакат получился очень интересным. Толпы людей осаждали трамваи, на которых он был размещён. Их срывали со столбов для коллекционеров. Лотрек за один день стал знаменитым.

Нам сейчас не совсем понятно, что же так поразило в этом плакате публику в конце 19 века. Арабеска из голов зрителей. Ла-Гулю в танце демонстрирует свои панталоны. Силуэт Валентина Бескостного на переднем плане. Слева виднеется развивающаяся юбка другой танцовщицы.

Резкость и грубость линий. Плоскостность изображения. Лаконичность образов. Оригинальность композиции. Все это было для того времени крайне необычно.

Сравните его плакат с плакатом Жюля Шере. Тогда он был первой звездой плакатной живописи. Вы сразу поймёте, насколько предшественник Лотрека был неоригинален и предсказуем.

Шере плакат Мулен-Руж

Жюль Шере. Мулен Руж. Плакат. 1889 г. Частная коллекция

Образы Лотрека гораздо более лаконичны. Плакаты же Шере — это нагромождение фигур. Слащавые образы. Неуместные для плаката светотени.

Мулен-Руж в литографиях

Напоследок ещё одна известная работа Лотрека, посвящённая Мулен Руж. На этот раз — в технике литографии.

Тулуз-Лотрек флирт

Анри де Тулуз-Лотрек. Флирт. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США

Лотрек очень хотел, чтобы его творчество увидели многие. Литография для этого идеально подходила. Ведь с помощью этой техники можно было делать копии рисунка. Так его работы смогли приобретать и за скромные деньги. Конечно, сейчас даже литографические работы Лотрека стоят сотни тысяч долларов.

О других работах Тулуз-Лотрека читайте в статье «Музей д’Орсе. 7 шедевров постимпрессионистов, которые стоит увидеть».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий