«Молодой Папа»: 10 картин сериала расшифрованы

Сериал «Молодой Папа» (режиссёр Паоло Соррентино) — один из самых прекрасных сериалов, когда-либо снятых. Это шедевр. Потому что сочетает в себе и красоту, и глубину послания, и мастерство создателя.

Главный герой Папа Пий XIII (в миру — Ленни Белардо) крайне противоречив. Он курит как паровоз. Пьёт диетическую колу. Ссылает неугодных ему на Аляску. Не хочет показываться на публике. Поначалу даже создаётся впечатление, что он социопат.

Но нет. Ведь он творит чудеса. Проявляет невиданное благочестие. Что даже самые проженные ватиканские интриганы падают перед ним на колени.

Однако сериал ещё интересен занимательной подборкой картин. Это ряд полотен, вдоль которых проходит Папа Римский в титрах.

Очевидно, что все они появляются в фильме не случайно. Попробую расшифровать, зачем же режиссёр нам их демонстрирует.

1. Хонтхорст. Поклонение волхвов. 1606 г.

Хонтхорст поклонение пастухов

Геррит Ван Хонтхорст. Поклонение пастухов. 1606 г. Галерея Уффици, Флоренция. Artchive.ru

Первая картина в ряду, мимо которого проходит новоиспеченный Папа — это «Поклонение волхвов» Хонтхорста. Она о том, что в мир пришёл сын Божий. Причём же здесь Ленни Белардо?

В сериале не раз упоминается, что Пий XIII святой. Его воспитательница сестра Мэри вообще считает, что он сам Христос. Потому что творит чудеса.

Бездетная женщина забеременела. Умирающая женщина в одночасье исцелилась. И все это благодаря чудотворным молитвам Папы Пия XIII. К концу сериала в его святость уже верят почти все.

Правда не сразу понятно, почему режиссёр из тысяч картин на тему поклонения волхвов выбирает именно работу Хонтхорста. Далеко не самую известную.

Думаю, дело в трагичной истории самой картины. Она хранилась во Флоренции в галереи Уффици. Однажды около стены галереи в припаркованной машине взорвалась бомба.

Картина была практически уничтожена. Полностью отреставрировать ее так и не удалось. Возможно, эта история перекликается с жизнью Ленни.

В 9 лет родители оставили его в монастырском приюте. Навсегда. Для ребёнка это душевная травма, которую ничем не излечить. Даже в свои 47 лет он страдает и не теряет надежду найти родителей.

2. Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 г.

Перуджино передача ключей апостолу Петру

Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1482 гг. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан. Wikipedia.org

Второй в титрах мы видим репродукцию фрески Перуджино (учитель Рафаэля). Христос передаёт своему ученику ключи от рая. Наделяя его правом решать, кому отпускать грехи, а кому нет. Кого пустить в Рай, а кого нет.

Во второй серии Пий XIII впервые выступает перед верующими. Он сокрушается. Ведь верующие решили, что попасть в рай легко. Теперь грехи прощать он не намерен по первому требованию. Теперь нужно сильно постараться, чтобы попасть в Рай. Ключи от которого теперь у него.

Помимо вручения ключей на картине есть ещё сцена «Побивание Христа камнями». Своё «побивание» Ленни тоже испытал. Только на современный лад. Помните, как феминистки выстроились в ряд в саду Папы? С надписью «Bastard» (Ублюдок, перевод с англ.) на голых телах.

Вдалеке в левой части картины мы также видим библейский сюжет про динарий кесаря. Знаменитый ответ Христа «Кесарю кесарево. Божие Богу» в течение двух тысяч лет воспринимался, как символ деления власти духовной и земной.

Прекрасный эпизод на эту тему мы видим в одной из серий. Когда Пий XIII встречается с премьер-министром Италии. И говорят они, конечно, о том, чья власть главнее. В споре выигрывает Папа Римский.

Как вы помните, в его рукаве оказался гениальный козырь. Против которого премьер-министр ничего не смог противопоставить. И опешанный ретировался. Впрочем, как и фарисей после слов Христа из библейского сюжета.

3. Караваджо. Обращение Савла. 1600 г.

Караваджо обращение савла

Караваджо. Обращение Савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим. Wikipedia.org

Третья картина в титрах — «Обращение Савла» Караваджо. Савл был противником христианства. Но однажды, когда он был в седле, к нему обратился Бог. Потрясённый Савл упал с коня. Бог приказал ему прекратить гонения на христиан. После чего Савл уверовал в Бога. А потом стал апостолом Павлом.

Ленни в начале сериала признается, что временами сомневается в существовании Бога. Он переживает кризис веры. Он ищет Бога заново. Возможно, ожидая такого же прямого послания, как когда-то Савл.

4. Фреска «Первый никейский собор». 14 век

Фреска первый никейский собор 14 век

Первый Никейский собор. 14 век. Фреска в монастыре Мегала Метеора, Греция. Artchive.ru

Четвёртая картина — репродукция фрески из греческого монастыря. На тему Первого Никейского собора. Состоялся он в 4 веке. Тогда и были заложены все основные каноны христианства. По которым священнослужители живут до сих пор. Например, когда праздновать Пасху, тоже решили именно на этом соборе.

Конечно, эта картина здесь тоже неспроста. Ее появление связано с Пополо Тонино. Пастухом со стегматами. Помните, как он приходит домой. Оборачивается. А на его кухне сидит Папа Римский в окружении кардиналов.

Они пришли судить ересь, исходящую из уст лже-пророка. Который ещё и свою овцу называет Мадонной. Также и на фреске первый никейский собор определил, что является ересью (еретик как раз лежит в их ногах).

К сожалению, режиссёр нам так и не раскрыл, что же стало с Тонино после встречи с Папой. Ждём в следующем сезоне.

5. Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник)

Айец Петр Еримейский

Франческо Айец. Петр Еримейский (Пустынник). 1820 г. Частное собрание. Artchive.com

В фильме Пий XIII говорит проповеднику, что он хочет устроить революцию. Но чтобы сделать прорыв не в будущее. А наоборот, к прошлым традициям. К прошлой славе церкви. Когда ее власть была почти безгранична.

А кто был одним из ярых революционеров в истории католицизма? Конечно, Петр Еримейский. Он и Крестовый поход спровоцировал. Благодаря ему католическая церковь стала ещё могущественнее, чем прежде. Так что картина об этом ревностном католике здесь тоже неслучайна.

6. Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г.

Фабриано святой Франциск

Джентиле да Фабриано. Святой Франциск получает стигматы. 1419 г. Фонд Маньяни-Рокка, г. Парма, Италия. Stfrancis.clas.asu.edu

Далее мы видим картину Фабриано «Святой Франциск». Возможно, это прямое указание на сегодняшнего Папу Франциска.

Ведь сериальный Папа во взглядах во многом похож на Папу реального. В первую очередь своим консерватизмом. Действующий Папа также резко выступает и против абортов, и против гей-лобби.

7. Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва

Черезо Младший святой Томас

Матео Черезо Младший. Святой Томас из Вильянуэва. 1660 г. Лувр, Париж. Magnoliabox.com

Дальше мы видим картину со святым Томасом. Который был известен своим рвением раздавать милостыню.

К чему этот образ, не очень понятно. Не так много в сериале посвящено милосердию. Возможно, все дело в тиаре. Которую мы видим в самом центре картины. Помните, как Пий XIII первым делом приказал вернуть папскую тиару из Национальной Галереи Вашингтона?

8. Доменико Крести. Микеланджело показывает Папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г.

Доменико Крести микеланджело и папа Пий 4

Доменико Крести. Микеланджело показывает папе Пию IV модель собора св. Петра. 1618 г. Вилла Буаноротти во Флоренции, Италия. Artdailyart.com

Папа Пий IV был человеком доброжелательным. Будучи полной противоположностью своего жесткого и горделивого предшественника Павла IV.

Однако прийдя к власти, он показал себя совершенно другим. Так, он жестоко расправился с кардиналами, которые были протеже предыдущего Папы. Один из них был даже задушен. Хотя голосовал за Пия IV на Конклаве.

За Ленни Белардо тоже голосовали, думая, что он будет легко управляем. Но их ожидания явно не оправдались. Гос. секретарь чуть не был уволен. Другой кардинал был сослан на Аляску.

9. Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г.

Дюбуа фарфоломеевская ночь

Франсуа Дюбуа. Варфоломеевская ночь. 1572 г. Кантональный музей в Лозанне, Швейцария. Commons.wikimedia.org

Варфоломеевская ночь — это один из самых страшных эпизодов в истории католицизма. Когда от имени Бога совершались массовые убийства.

Что это? Предостережение Папе Римскому, что не все средства хороши в достижении целей? Что его революционный настрой может плохо закончиться? Возможно об этом мы узнаем в следующем сезоне.

В чем общий смысл картин в титрах?

Когда Папа проходит вдоль картин, за ним следует метеорит. Пролетая сквозь полотна. По пути он поджигает венок ангелочка рядом со святым Томасом. Прожигает зонтик Пия IV. А затем уже вспыхивают дома на картине «Варфоломеевская ночь».

Затем метеорит вырывается в пространство вне картин. И врезается в Папу Иоанна Павла II. Тот валится с ног. В результате мы лицезреем скандальную работу Каттелана «Девятый час».

Престарелый Папа Иоанн Павел II страдальчески исполнял свои обязанности до самой смерти. Каттелан показывает, что метеорит «милосердно» останавливает его мучения. Так мучения Христа остановил Бог Отец через 9 часов страданий.

Итак, Пий XIII скорее всего по задумке режиссёра олицетворяет этот метеорит. Который положит конец старым устоям церкви. Которая уже умирала. От старости. В чем кардиналы сами признавались в фильме.

Он — молодой Папа. Он пришёл на смену старым Папам. С оглушительным эффектом метеорита. Ведь падение метеорита, как правило, тоже никто не ожидает…

***

Помимо титров немало картин мелькает и в самом сериале. Например, герои фильма время от времени рассматривают картину Хосе де Риберы.

Рибера Магдалена вентура

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Istpravda.ru

Пожалуй, это самая необычная картина. Ведь на ней — то ли мужчина с женской грудью. То ли женщина с бородой.

О картине читайте в статье «Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или реальный портрет?»

Автор: Оксана Копёнкина 

Добавить комментарий