«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И в частности на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видео-кассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из 19 века удалось «пробраться» в век 20 и даже 21? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было зрителю 19 века. Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивая красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительно. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждая страх одиночества и смерти.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро. Который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Оно тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой — невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда в 19 веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму — плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся из реального мира. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Вообщем, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам. Создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А на ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».

Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи от одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. А его друзья пошли дальше по мосту. Он же почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда сначала у него вышла вот такая работа.

Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувшихся неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, она более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с более позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии неплохие условия для появления такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» — не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его репертуаре немало вампиров и убийц.

Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появляются на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».

Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.

Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

А ещё тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве, в Пушкинском музее.

Мунк девушки на мосту

Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Так что отголоски «Крика» мы находим во многих работах Мунка. Если внимательно к ним приглядеться.

Подведём итог. Почему «Крик» — шедевр.

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

Автор: Оксана Копёнкина

Добавить комментарий