Жоан Миро. Художник-поэт

Жоан Миро автопортрет

Жоан Миро. Автопортрет. 1919 г. Музей Пикассо, Париж

«Я пытаюсь использовать цвета, как слова, которые формируют стихи..» Жоан Миро

Жоан Миро — это абстракционизм и сюрреализм в одном флаконе. Приправленные лирикой и графикой. Соотечественник Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, он умудрился не остаться в их тени. Создав свой неповторимый стиль.

Родился будущий художник в Барселоне в 1893 году. Интерес к рисованию Жоан проявлял уже с раннего детства. Но строгие родители намерены были дать сыну серьезное образование.

В 17 лет Жоан по настоянию отца устраивается помощником бухгалтера.

Однообразная, лишенная творчества работа пагубно отразилась на здоровье Жоана. На фоне нервного истощения он заболевает тифом.

Жоану понадобился целый год на лечение и восстановление от болезни. Больше родители не диктуют сыну своего мнения. И он наконец с головой окунается в искусство.

Первые работы. Фовизм и кубизм

Юноша очень увлекается модернизмом. Особенно его привлекают фовизм и кубизм.

Фовизму свойственна экспрессия и «дикие» цвета. Самый яркий представитель фовизма — Матисс. Кубизм — упрощенное изображение реальности, когда картинка разбивается на геометрические составляющие. Здесь на Миро очень сильно влиял Пикассо.

Слева: Анри Матисс. Золотые рыбки. 1911 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Справа: Пабло Пикассо. Скрипка. 1912 г. Там же.

Первые картины Миро посвящает красотам Каталонии. На его пейзажах родные поля, пашни, деревни. Невероятное сочетание фовизма и кубизма.

В «Деревне Прадес» легко можно разглядеть и Матисса, и Пикассо. Это ещё не тот Миро, которого мы знаем. Он ещё в поисках себя.

Жоан Миро деревня Прадес

Жоан Миро. Деревня Прадес. 1917 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Да и публика его особо не признавала. Его первая выставка в 1917 году с треском провалилась. Видимо тогда консервативная Испания не была готова к такому искусству. До нас дошли слова одного критика по отношению к Миро: «Если это живопись, то тогда я Веласкес».

Поэтический реализм

Миро решил поменять кардинально свой стиль. Настолько, что диву даёшься. Потому что художник стал работать в стиле поэтического реализма.

Он пишет пейзажи, выполненные очень тщательно и детально. Но это не фотографичность. Отсутствует трехмерность и плавные переходы от света к тени. Наоборот, изображение плоское. А каждая деталь как будто живет своей жизнью.

Самая знаменитая картина Миро в этом стиле — «Ферма».

Жоан Миро ферма

Жоан Миро. Ферма. 1918 г. Национальная галерея искусства, США

Конечно, такой реализм давался непросто. Над картиной Миро работал по 8 часов каждый день в течение 9 месяцев. Работу купил Эрнест Хемингуэй за 5000 франков. Первый успех, материальный в том числе.

Его автопортрет в начале статьи также написан в стиле поэтического реализма. Мы видим каждую морщинку и каждую складку на рубашке художника.

Но художник видимо почувствовал тупик. И решил, что на родине ему некуда дальше расти.

Абстрактный сюрреализм

В 1921 году Миро переезжает в Париж, где знакомится и близко сходится с сюрреалистами. И Миро меняет свой стиль уже в третий раз. Конечно, под влиянием сюрреализма.

Он все больше отходит от детализации к передаче эмоциональных и чувственных порывов. Миро комбинирует реальные и абстрактные формы. Круги, точки, облакоподобные объекты.

Жоан Миро голова каталонского крестьянина

Жоан Миро. Голова каталонского крестьянина. 1925 г. Галерея Тейт, Лондон

«Голова каталонского крестьянина» — одна из самых характерных картин Миро того времени. Сам он поддерживал слухи о том, будто вдохновение черпал в собственных галлюцинациях. Которые случались с ним в Испании на фоне голода.

Но вряд ли это было так. Мы видим чёткие линии, формирующие изображение. Все выверено по линейке. Как-то такая тщательность совсем не вяжется с бездумным выражением собственного бессознательного.

В те же годы была создана картина «Карнавал Арлекина».

Жоан Миро карнавал арлекина

Жоан Миро. Карнавал арлекина. 1924-1925 гг. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, США

Вам не кажется, что она очень похожа на «Ферму»? Такое же нагромождение деталей, которые можно рассматривать часами. Только эти детали фантастичны, в духе сюрреализма.

Миро пришёл к тому же, только немного добавив модного сюрреализма. И понравился французской публики. Наконец пришёл успех. О нем говорят, его приводят в пример, на него равняются.

В 1929 году Жоан Миро женится. У него рождается дочь. Он полностью содержит свою семью своим трудом. Это наконец примиряет его с родителями. Которые осознали состоятельность сына, как художника.

С 1936 по 1939 в Испании — гражданская междоусобица. Художник откликается на эти события двумя произведениями: монументальным «Жнец» (ныне утрачен) и «Натюрмортом со старым башмаком».

Жоан Миро натюрморт с башмаком

Жоан Миро. Натюрморт со старым башмаком. 1937 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Обыденные вещи изображены в нереальном свечении, будто художник сумел запечатлеть их в момент гибели.

А во время Второй Мировой войны Миро создал свою знаменитую серию «Созвездия». Тут уже пришёл и мировой успех. Именно по этим созвездиям он наиболее узнаваем. В них все также видна давно созданная «Ферма».

Продолжая эксперименты

Жоан Миро не ограничился абстрактным сюрреализмом. Он продолжал экспериментировать. Часть его работ даже сравнивают с Паулем Клее, другим ярким представителем модернизма.

Слева: Жоан Миро. Рассвет. 1968 г. Частная коллекция. Справа: Пауль Клее. Три цветка. 1920 г. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария.

На самом деле в этих работах мало, чего общего. Большие цветовые пятна в стиле Гогена. Но все остальное — разное. Миро фантазирует. Нужно очень сильно постараться, чтобы в его «Рассвете» увидеть реальный рассвет. А вот Клее более предметен. Мы отчётливо видим цветки.

По окончании Второй мировой войны Жоан Миро осуществил свою давнюю мечту о монументальном искусстве: он создает настенное панно в ресторане отеля «Хилтон».

Жоан Миро настенное панно Хилтон

Жоан Миро. Настенное панно в ресторане «Гурме», отель Хилтон Плаза, г. Цинциннати, Огайо, США

Миро-скульптор

В настоящее время творчество Миро можно увидеть по всему миру. В виде причудливых скульптур. Как будто созданных инопланетными существами.

Самые знаменитые из них —  «Женщина и птица» в Барселоне и «Мисс Чикаго» в США.

Слева: «Женщина и птица». 1983 г. Парк Жоана Миро в Барселоне. Справа: «Мисс Чикаго». 1981 г. Деловой центр Чикаго-луп, США 

Это, конечно, грандиозные скульптуры, под 20 м каждая. Есть у Миро скульптуры и поменьше, в 1,5 человеческих роста. Как, например, «Персонаж». Его авторские копии можно также увидеть по всему миру.

Жоан Миро персонаж скульптура

Жоан Миро. Скульптура «Персонаж». 1970 г. Фонд Жоана Миро в Барселоне

В 1975 году был открыт Фонд имени Жоана Миро, в котором в настоящее время находится 14 тысяч произведений мастера.

Думаю, Миро был одним из немногих художников во все времена, который успел осуществить все свои замыслы. Хотя продолжал работать до последнего дня своей долгой жизни.

Умер художник в 1983 году в своем доме на Пальма-де-Майорке в возрасте 90 лет.

Жоан Миро в России

Его работы русские музеи не закупали. Поэтому в России хранится только одна работа, подаренная в 1927 году самим художником.

Жоан Миро композиция пушкинский музей

Жоан Миро. Композиция. 1927 г. Галерея искусства Европы Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва

Немало его работ есть в частных коллекциях, которые иногда бывают доступны широкой публики. Но все же для изучения его творчества лучше ехать в Испанию и Францию.

Подведем итог

— Жоан Миро — один из самых ярких представителей модернизма. Наравне с Пабло Пикассо и Паулем Клее.

— Стиль Миро менялся кардинально несколько раз. В этом он уступает лишь многогранному Пикассо. Достаточно посмотреть на один и тот же сюжет в разные годы. Например, материнство.

Слева: Материнство. 1908 г. Музей Марасель, Испания. Справа: Материнство. 1924 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

— Жоана Миро скорее причисляют к сюрреалистам. У него немало работ, в которых название никак не вяжется с изображением. Излюбленный приём сюрреалистов.

Да и сами названия абсурдны, но очень поэтичны. «Улыбка пылающих крыльев»…

Жоан Миро улыбка пылающих крыльев

Жоан Миро. Улыбка пылающих крыльев. 1953 г. Фонд Жоана Миро, Барселона

— Миро — один из немногих художников, которые вкусили успех и славу при жизни. Его наследие огромно. Его работы до сих пор часто продаются на аукционах.

Авторы: Оксана Копенкина 

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий