10 самых известных художников. От Леонардо да Винчи до Сальвадора Дали

Их имена, как знак качества. Они знакомы даже тем, кто бесконечно далёк от мира искусства. Каждый из них был особым явлением своего времени.

Кому-то выпала роль первооткрывателя, кто-то манит своей загадочностью, кто-то удивляет реалистичностью – такие разные, но неповторимые.

Эти художники превратились в символ эпохи, страны, стиля.

Леонардо да Винчи. Великий и могучий

Леонардо да Винчи автопортрет

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия

Работы этого художника, изобретателя, музыканта, анатома и вообще «универсального человека» удивляют нас до сих пор.

Благодаря его картинам мировая живопись вышла на новый качественный уровень. Он двигался в сторону реализма, постигая законы перспективы и разбираясь в анатомическом строении человека.

Витрувианский человек

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1490 г. Галерея Академии, Венеция

Идеальные пропорции он изобразил в рисунке «Витрувианский человек». Сегодня он считается одновременно и художественным шедевром, и научным трудом.

Самая же узнаваемая работа гения – «Мона Лиза».

Леонардо да Винчи Джоконда

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Здесь мы можем увидеть главное достижение Леонардо в живописи. Сфумато, то есть размытую линию и наложенные тени в виде дымки. Отсюда такой живой образ. И ощущение, что Мона Лиза сейчас заговорит.

Сегодня имя загадочной Джоконды жестоко истреплено карикатурами и интернет-мемами. Но от этого она не стала менее прекрасной.

О работах мастера читайте в статье «5 шедевров Леонардо да Винчи».

Иероним Босх. Загадочный и таинственный

Портрет Босха

Жак ле Бук. Портрет Иеронима Босха. 1550 г.

Полулюди-полумутанты, громадные птицы и рыбы, невиданные растения и толпы обнаженных грешников… Всё это перемешано и сплетено в многофигурные композиции.

Иероним Босх очень узнаваем. И самая известная его работа — триптих «Сад земных наслаждений».

Сад земных наслаждений

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Москва

Нет другого такого художника, который использовал бы столь много деталей для выражения идей. Каких идей? На этот счёт нет единого мнения. Босху посвящали диссертации и книги, искали толкования его персонажей, но к какому-то одному мнению так и не пришли.

У «Сада земных наслаждений» правая створка посвящена Аду. Здесь мастер ставил своей целью напугать и крестьянина, и образованного современника гнетущими видениями, ожидающими после смерти. Что ж… Босху это удалось. Даже нам чуток не по себе…

Босх Ад

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но Босх эволюционировал в течение своего творческого пути. И к концу жизни многофигурные, масштабные работы сменились очень близким приближением к героям. Так что они еле влезают «в кадр». Такова работа «Несение креста».

Босх несение креста

Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Вне зависимости от того, рассматривает Босх своих героев издалека или вблизи, его посыл один. Показать людские пороки. И достучаться до нас. Помочь нам спасти наши души.

О мастере читайте также в статье «5 шедевров Иеронима Босха».

Рафаэль. Тонкий и вдохновенный

Рафаэль автопортрет

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Самый знаменитый представитель Эпохи Возрождения поражает гармоничными композициями и лиризмом. Написать красивых людей не так сложно, как грамотно разместить их на полотне. Вот в этом Рафаэль был виртуозом.

Пожалуй, ни один мастер в мире так не влиял на своих коллег, как это удалось Рафаэлю. Его манеру письма будут нещадно эксплуатировать. Его герои будут кочевать из одного столетия в другое. И потеряют свою актуальность лишь в начале 20 века. В век модернизма и авангарда.

Вспоминая Рафаэля, мы в первую очередь думаем о его прекрасных Мадоннах. За свою недолгую жизнь (38 лет) он создал 20 картин с ее изображением. И ни разу не повторился.

Сикстинская мадонна

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Самая известная — «Сикстинская Мадонна».  Мы видим не сухую иконографическую героиню, а нежную мать, полную достоинства и душевной чистоты.

А только взгляните на озорных ангелочков! Такое правдивое изображение детской непосредственности, полное очарования.

Самым дорогим произведением Рафаэля стал на удивление эскиз «Голова молодого апостола». Он был продан на аукционе «Сотбис» за 48 млн. долларов.

Рафаэль голова молодого апостола

Рафаэль. Эскиз «Голова молодого апостола». 1519 г. Частная коллекция

Итальянский живописец, которого ценили современники за мягкость и естественность, сегодня воистину бесценен.

О мастере читайте в статье «Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц».

Рембрандт. Реальный и поэтичный

Рембрандт автопортрет 63 года

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандт изображал мир таким, какой он был. Без прикрас и лакировок. Но получалось у него это очень душевно.

На полотнах Рембрандта – полумрак, из которого, подсвеченные золотым светом, выступают фигуры. Красивые в своей естественности. Именно такие герои его картины «Еврейская невеста».

Еврейская невеста рембрандт

Рембрандт. Еврейская невеста. 1662 г. Рейксмузеум, Амстердам

Судьба величайшего голландского живописца похожа на трамплин – из неизвестности вознестись до богатства и популярности, чтобы потом низвергнуться вниз и умереть в нищете.

Он не был понят современниками. Которые предпочитали красивые бытовые сценки с милыми, тщательно прописанными деталями. Рембрандт же писал человеческие чувства и переживания, что было совсем не модно.

Возвращение блудного сына

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Это большое чудо, что самые известные работы, такие как «Возвращения блудного сына», находятся в России, в Эрмитаже. Куда можно прийти, чтобы полюбоваться, понять, почувствовать.

О картине читайте в статье «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр?»

Гойя. Глубокий и смелый

Портрет Франсиско Гойи

Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819 г. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя начал свой творческий путь с юношеской пылкостью и идеализмом. Даже стал придворным художником при испанском дворе. Но вскоре пресытился жизнью, увидев алчность мира, тупость, ханжество.

Гойя семья Карла 4

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

Только взгляните на его групповой «Портрет королевской семьи», где Гойя даже не пытался сгладить пустые выражения лиц и отталкивающее высокомерие монаршего семейства.

Гойя создал множество полотен, отображающих его гражданскую и человеческую позицию. И мир знает его прежде всего как смелого художника-правдолюба.

Доказательством может служить просто невероятное произведение «Сатурн, пожирающий своего сына».

Гойя Сатурн пожирающий сына

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823 гг. Музей Прадо, Мадрид

Это хладнокровное, максимально честное толкование мифологического сюжета. Именно так должен был выглядеть спятивший Кронос. Который до смерти перепуган тем, что может быть свергнут своими детьми.

Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю

Айвазовский автопортрет 1874 год

Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.

Айвазовский девятый вал

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.

Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.

Айвазовский чесменский бой

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия

При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно — в открытом море волна никогда не загибается «фартуком». Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.

О работах мастера читайте также в статье «Картины Айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и Пушкин».

Клод Моне. Красочный и воздушный

Моне автопортрет в берете

Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886 г. Частная коллекция

Моне считается самым ярким представителем импрессионизма. Он всю свою долгую жизнь был предан этому стилю. Когда главные герои — свет и цвет, линии исчезают, а тени вполне могут быть голубыми.

Его «Руанский собор» показывает, как изменяется предмет, если глядеть на него сквозь солнечные лучи. Собор трепещет, живёт в лучах.

Моне руанский собор закат

Клод Моне. Руанский собор. Закат. 1892-1894 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Моне много экспериментировал с мазками, чтобы передать не столько натуру, сколько впечатления от неё. И именно в этом он видел правду. Зачем фотографически повторять пейзаж или предмет?

В последние годы старый художник писал свой сад. Мы тоже можем взглянуть на один из самых живописных уголков этого сада на картине «Белые кувшинки». Она хранится в Пушкинском музее в Москве.

Моне белые кувшинки

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва

Винсент Ван Гог. Сумасшедший и сочувствующий

Ван Гог автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Он не только поскандалил с Гогеном и отрезал себя мочку уха. Ван Гог – гениальный художник, оценённый только после своей смерти.

Он был человеком, не ведающим таких понятий, как «золотая середина» и компромисс. Когда он был пастырем, то отдавал последнюю рубашку бедняку. Когда стал художником, то работал сутки напролёт, забывая о еде и сне. Вот почему за 10 лет он создал такое колоссальное наследие (800 картин и 2 тысячи рисунков).

Сначала картины Ван Гога были мрачными. В них он выражал безграничное сочувствие к бедным людям. И первым его шедевром была именно такая работа — «Едоки картофеля».

На ней мы видим уставших от тяжкого и монотонного труда людей. Настолько уставших, что они сами стали похожи на картошку. Да, Ван Гог не был реалистом и гипертрофировал черты людей, чтобы передать суть.

Ван Гог едоки картофеля

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Но зрители любят Ван Гога за яркие чистые цвета. Его картины стали красочными после знакомства с импрессионистами. С тех пор он написал немало букетов, летних полей и цветущих деревьев.

Никто до Ван Гога так не выражал свои эмоции и чувства с помощью цвета. А вот после него — многие. Ведь именно он — главный вдохновитель всех экспрессионистов.

Даже удивительно, как мастер, пребывающий в глубокой депрессии, которая приведёт его к самоубийству, написал такое жизнерадостное произведение как «Подсолнухи».

Ван Гог подсолнухи Лондон

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

О мастере читайте также в статье «5 шедевров Ван Гога».

Пабло Пикассо. Разный и ищущий

Пикассо автопортрет 25 лет

Пабло Пикассо. Автопортрет. 1907 г. Национальная галерея Праги

Этот известный ловелас прославился не только частой сменой муз, но и частой сменой художественных направлений. В начале 20 века он создал немало работ в «африканском стиле», когда вместо лиц он рисовал маски экзотических племён. Потом был кубизм, а ещё абстракционизм и сюрреализм.

Пикассо Герника

Пабло Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии

Вершиной его творчества можно назвать эмоциональную «Гернику», посвящённую разрушенному войной городу. Символ страдания и варварства.

Именно Пикассо придумал соединять в портретах анфас и профиль, разбивать предметы на простые фигуры, собирая в удивительные формы.

Он изменил весь ландшафт изобразительного искусства, обогатив его революционными идеями. Разве мог кто-то до Пикассо так написать портрет знаменитого мецената Амбруаза Воллара?

Пикассо Амбруаз воллар

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный

Сальвадор Дали с лупами

Вилли Риццо. Сальвадор Дали, лупы. 1949 г. Франция

Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.

Самое известное его полотно – «Постоянство памяти», где автор постарался показать уход от линейного времени.

Постоянство времени Дали

Сальвадор Дали. Постоянство времени. 1931 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.

Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери». После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.

Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Мадонны.

Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.

Дали Мадонна порт-льигата

Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г. Собрание Минами Гроуп, Токио

Дали — это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.

Подведем итог

На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.

Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в 20 веке, как Пикассо и Дали.

Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.

Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Дэмьен Херст? А может, дуэт художников Recycle group? Как думаете?..

Кунс надувная собачка

Джефф Кунс. «Надувная собачка» на выставке в Версале в 2008 г.

Автор: Татьяна Уварова-Ковальская и Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий