«Ирисы» Ван Гога. О цветочном шедевре художника

Ван Гог Ирисы

Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» Ван Гог создал в сложный момент своей жизни. Находясь в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми (юго-восток Франции).

За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.

Принято считать, что после этого случая Ван Гог потерял рассудок. А значит «Ирисы» написаны безумцем.

«Ирисы» созданы сумашедшим?

Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.

А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.

В любом случае, достаточно посмотреть на его «Ирисы», чтобы убедиться, что это написал человек в здравом уме.

Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Ван Гог автопортрету с отрезанным ухом и трубкой

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.

В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).

Когда Ван Гог создавал «Ирисы», все эти надежды ещё теплились в нем. Он был уверен, что живопись поможет ему преодолеть недуг.

Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.

В чем особенность «Ирисов» Ван Гога?

На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.

Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.

Кацусика Хакусай Ирисы и кузнечик

Кацусика Хакусай. Ирисы и кузнечик. 1820-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.

Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.

Моне Ирисы и кувшинки

Клод Моне. Ирисы и кувшинки. 1914-1917 гг. Частная коллекция

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был Густав Климт.

Климт цветущий сад

Густав Климт. Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

Но «Ирисы» Ван Гога интересны не только ракурсом.

Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.

У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.

У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.

При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.

Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.

Ван Гог Ирисы деталь

Ван Гог. Ирисы (деталь). 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.

Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.

Синьяк красный буй

Поль Синьяк. Красный буек. 1895 г. Музей д’Орсе, Париж

Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.

Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.

Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.

Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.

Есть ли в «Ирисах» зашифрованное послание?

Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.

Винсент Ван Гог Ирисы деталь

Может художник так обозначает собственное одиночество?

Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.

Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.

Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.

Поэтому он так легко отступал от реалистичности ради этой сути. Яркие цвета («Подсолнухи»). Гипертрофированные черты лиц («Едоки картофеля»).

А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.

Исключением является лишь «Звездная ночь». И то лишь потому, что Ван Гог не мог выйти ночью из лечебницы. И невольно ему пришлось подключать воображение.

Так что белый ирис художник добавил для того, чтобы подчеркнуть природное разнообразие. Не более того. Недаром помимо ирисов на картине есть ещё и бархотки.

История «Ирисов» со смерти Ван Гога до наших дней

Нам очень повезло, что «Ирисы» дошли до нас.

Дело в том, что Ван Гог немало работ, созданных в Сен-Реми, подарил его обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым больным.

Судьба многих этих картин весьма печальна. Ведь все думали, что это лишь картинки больного человека. И обращались с ними соответствующе.

Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка картин Ван Гога.

После смерти художника «Ирисы» оказались у его матери. И опять чудо, что они это пережили.

Дело в том, что мать Ван Гога не понимала творчества сына. Когда после смерти мужа она переезжала в другой город, то оставила на чердаке несколько десятков его ранних работ. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.

После ее смерти в 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков. А уже в 1990 году она досталась музею Гетти (Лос-Анджелес). За … 54 млн. долларов.

О других работах мастера читайте в статье «5 шедевров Ван Гога».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий