Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Дега Голубые танцовщицы

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

«Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде». Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В своих гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина «Голубые танцовщицы» похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью. Кто не знает — это что-то наподобие восковых мелков. Именно с помощью них можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работать с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась. И художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Она считается недолговечной по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют пастель специальным раствором. Или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни один фиксатив, который был в продаже. Он справедливо считал, что все они «съедают» цвет. На самом деле, под действием любого фиксатива пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь работе. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранёнными. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что была бы его воля, он рисовал бы только углём. Но «все наседают, требуют цвета».

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Таких как, например, на рисунке «Восхищение Вирджинией».

Эдгар Дега балерина

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцует четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины нагнулась, чтобы поправить пуант. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзию танца.

Самое интересное, что это скорее всего не четыре разные девушки. А одна девушка, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий с балериной в разных поворотах. Возможно, именно по этим фотографиям и создана эта композиция.

3. Картина написана по фотографии

Так что далеко не факт, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно таким образом Дега создал портрет княгини Паулины Меттерних. Она никогда ему не позировала. Он взял её фотокарточку. И на её основе написал портрет.

Слева: фото княгини Паулины с супругом Рихардом Меттерних. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: «Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини».

На то, что картина сделана по фотографии, также указывают «срезанные углы».

Не все танцовщицы «уместились в кадр». У двух из них «срезаны» макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе были не в курсе, что их снимали.

Такие же срезанные углы встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Дега таз для мытья

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. И к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно. Не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации жизни, созданные для зрителя. А саму жизнь, порой неприглядную.

Вот две балерины в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Танцовщицы Эдгара Дега

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Эта сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет ей платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Танцовщица Дега

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок, голубые танцовщицы кажутся воплощением самой красоты и грации.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти на сцену. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру «Призрака Оперы» или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете о нескольких завораживающих легендах.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру. Оно находилось прямо под зданием Оперы. В нем водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на  случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому «озеру» не удастся — над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу номер 5. Так как считал её лично своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле не продают.

В действительности вы можете купить билеты в эту ложу абсолютно свободно. Но она и правда принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Ложа Призрака Оперы

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. «Голубые танцовщицы» были им проданы за боснословные деньги — за 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье «Танцовщицы Дега. История спасения одной картины».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий