Эдуард Мане. 5 шедевров мастера с колумбовской кровью

Бар в Фоли Бержер фрагмент

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате — шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый «Завтрак на траве». Его скандальную «Олимпию». Загадочный «Бар в «Фоли-Бержер»?

1. Завтрак на траве. 1863 г.

Мане завтрак на траве

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. «Сельский концерт» Джорджоне подсказал ему идею картины «Завтрак на траве». Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди «Суд Париса» (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра «Суд Париса». 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

«В завтраке на траве» зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники — с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта «ошибка» не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Леонардо да Винчи тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

2. Олимпия. 1863 г.

Олимпия Мане

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель — Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.

Тициан Венера

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике «Олимпию» спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в «непостижимой склонности к вульгарности». Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а «игральную карту». Вернее «одалиску с желтым животом». И даже «самку гориллы».

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело — однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда — отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье «Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века».

3. Балкон. 1868 г.

 Мане балкон

Эдуард Мане. Балкон. 1868 г. Музей д’Орсе, Париж

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи «Махи на балконе».

Гойя маха на балконе

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане — художница Берта Моризо. Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине «Балкон» этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г.

Мане Аржантей

Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина «Аржантей» тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение — картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.

Мане бар в фоли бержер

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его «Тайной вечере» тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова «Один из вас предаст меня». И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре «Кто хочет стать миллионером» был задан вопрос «Где Мане поставил свою подпись и дату на картине «Бар в «Фоли-Бержер»? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье «Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане».

«Бар в Фоли-Бержер» Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Эдуард Мане в России

Несколько работ Мане хранится в Пушкинском музее в Москве. Самая известная из них — Кабачок.

Мане кабачок

Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Silver.ru

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий