Мане «Бар в Фоли-Бержер». Главная загадка картины.

Мане бар в фоли бержер

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане написал свою картину «Бар в «Фоли-Бержер» под конец своей жизни, будучи уже очень больным человеком. Несмотря на свой недуг, он создал картину, которая отличается от всех предыдущих его работ.

В основном его работы недвусмысленны и лаконичны. «Бар в «Фоли-Бержер», напротив, заключает в себе ряд загадок, которые не дают покоя неравнодушному наблюдателю.

На картине изображена девушка-продавщица бара в знаменитом до сих пор кафе-варьете «Фоли-Бержер» (Париж, ул. Рише, 32).

Здесь художник любил проводить время, так что обстановка ему была очень знакома. Вот так кафе выглядит в реальности:

Кабаре "Фоли-Бержер"

Кафе-кабаре «Фоли-Бержер» в Париже в наши дни

Кабаре Фоли бержер внутренний интерьер

Кафе-кабаре «Фоли-Бержер» в Париже в наши дни (внутренний интерьер)

Девушка реальная и зазеркальная

Главная загадка картины заключается в разнице между тем, как выглядит бар и продавщица на переднем плане картины по сравнению с их отображением в заднем зеркале.

Бар в Фоли Бержер фрагмент

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Обратите внимание, насколько задумчива и даже грустна девушка-продавщица. Кажется, что у нее даже слезы стоят в глазах. В обстановке варьете ей полагается скорее улыбаться и флиртовать с посетителями.

Это, кстати, и происходит в отражении зеркала. Девушка слегка наклонилась к покупателю-мужчины и судя по незначительной дистанции между ними, их разговор носит интимный характер.

Бар в Фоли-Бержер Мане фрагмент

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (фрагмент). 1882 г. Институт искусств Курто, Лондон.

Необычная подпись картины

Бутылки на барной стойке также отличаются по своему расположению от отображенных в зеркале.

Кстати, дату написания картины и свою подпись Мане поставил прямо на одной из бутылок (самая левая бутылка розового вина): Manet. 1882.

Бар в Фоли-Бержер Мане подпись

Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Что же Мане хотел нам сказать с помощью этих загадок? Почему девушка перед нами даже фигурой отличается от той, что отображена в зеркале? Почему предметы на барной стойке изменяют свое расположение в отражении?

Кто позировал Мане ?

Художнику позировала реальная продавщица по имени Сьюзон из кафе «Фоли-Бержер». Девушка была хорошо знакома Мане. За 2 года до написания оригинала картины, он нарисовал её портрет.

Это было обычной практикой для художников: иметь портрет модели на случай её отказа позировать. Чтобы всегда была возможность закончить картину.

Мане портрет модели

Эдуард Мане. Модель для картины «Бар в Фоли-Бержер». 1880 г. Музей искусств во дворце герцогов Бургунских, Дижон, Франция.

Возможно, Сьюзон поделилась с Мане своей жизненной историей, и Мане решил изобразить ее внутреннее состояние и ту роль кокетки, которую она вынуждена играть за барной стойкой?

А может перед нами запечатлено происходящее в настоящем времени, а в отражении — прошлое девушки, поэтому и изображение предметов отличается?

Если продолжить эту фантазию, можно предположить, что в прошлом девушка слишком сблизилась с изображенным господином. И оказалась в положении. Известно, что продавщиц в подобных варьете называли девушками, которые «подают и напитки, и любовь».

Господин, конечно, не стал разрывать из-за девицы свой законный брак. И как часто бывает в таких историях, девушка оказалась одна на руках с ребенком.

Она вынуждена работать, чтобы как-то выживать. Отсюда печаль и грусть в ее глазах.

Рентгеновский снимок картины

Бар в Фоли-Бержер Мане рентген

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер (рентгеновский снимок)

Еще одну необычную и скрытую деталь картины мы можем разглядеть благодаря рентгеновскому снимку. Видно, что в изначальной версии картины девушка держит руки скрещенными на животе.

Возможно, Мане хотел тем самым подчеркнуть недавнее положение девушки? Или просто показать ее желание защититься от происходящего? Во всяком случае в финальном варианте картины художник отказался от подобных знаков, оставив нам и без того немало загадок.

Ранняя версия «Бара Фоли-Бержер»

Кстати, также руки держит и девушка на более ранней версии картины, которую Мане написал в 1881 году.

Мане бар в фоли бержер этюд

Эдуард Мане. Этюд к картине «Бар в Фоли-Бержер». 1881 г. Частная коллекция.

Кажется, что ранняя версия имеет тот же сюжет. Однако в ней нет тех загадок, которые присутствуют в финальном варианте.

Отражение девушки расположено правильно относительно её фронтального изображения. Причём она смотрит на посетителя, которого мы видим в зеркале.

Этот этюд был продан аукционным домом Сотбис в 2015 году за 17 млн. фунтов.

PS. Рентген полотен порой открывает нам интересные факты о картинах. Недавно был сделан рентген одной картины импрессиониста Ренуара. Так был обнаружен портрет жены Клода Моне. Об этом читайте в статье «Моне и Ренуар. Рассвет импрессионизма и загадочный портрет».

О шедевре читайте также в статье «Картины Эдуарда Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий