Дега и Мане. Дружба и две порванные картины

Дега портрет Мане

Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой. 1868 гг. Муниципальный художественный музей Китакюсю, Япония.

Хочу рассказать об одной необычной картине Эдгара Дега «Портрет Эдуарда Мане с женой». А необычна она в первую очередь своим странным повреждением — примерно одна треть полотна справа отрезана. Более того, повреждена она была другом Дега и героем картины — Эдуардом Мане!

Ссора двух друзей

Художники познакомились в 1861 году в самом очевидном месте — в музее, а точнее в Лувре. Дега копировал картину Веласкеса, когда мимо проходил Мане и прокомментировал его работу. Так что на момент их ссоры они тесно общались уже 7 лет.

В 1868 году Дега написал портрет Мане с его женой Сюзанной и подарил ему эту картину. Каково же было его изумление, когда посетив своего друга, он увидел свою работу повреждённой — одна треть картины была оторвана (с изображением Сюзанны)! В расстроенных чувствах, даже не попрощавшись, Дега выбежал из дома Мане.

Придя домой, он написал письмо Мане о своём возмущении его поступком и просьбой в таком случае забрать обратно свой подарок — картину «Сливы».

К сожалению, эта картина была утеряна. В музее Хьюстона хранится её более поздняя версия (1880 г.). О невероятной истории, связанной именно с этим натюрмортом, я писала в статье «Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство».

Мане сливы

Эдуард Мане. Сливы.1880 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.

Причины некрасивого поступка Мане

Современники характеризовали Мане как оптимистичного, общительного и умного человека. Что так могло разозлить его, что он совершил акт вандализма над картиной человека, которого считал своим другом?

Сам Мане объяснил свой поступок тем, что ему не понравилось, как Дега изобразил его жену. По его словам её изображение «ухудшает общее впечатление от картины».

Кстати, Мане буквально в этом же году написал портрет своей жены в том же ракурсе — Сюзанна сидит за пианино. Поэтому ему ещё якобы не понравилось, что Дега хотел создать пародию на его работу.

По словам Джеффри Майерса, члена Королевского Литературного сообщества, автора многих статей о жизни и творчестве художников, Мане приукрасил внешность своей жены на своей картине.

Сюзанна Мане

Эдуард Мане. Мадам Мане за пианино. 1868 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Дело в том, что он был далеко не в восторге от возрастных изменений своей жены-иностранки (Сюзанна родом из Голландии), особенно от её полноты. Он женился на Сюзанне рано, при этом слыл дамским угодником.

Думаю, если бы общественное мнение в 19 веке не оказывало бы на людей такого давления, Мане давно бы расстался со своей супругой. К тому же он был достаточно равнодушен к музыке и поэтому то, что Сюзанна была хорошей пианисткой, никак не улучшало его отношения к ней.

По мнению того же Майерса именно такое отношение к жене и изобразил Дега на своей картине. Он правдиво написал внешность Сюзанны. А отношение Мане к жене и её музицированию подчеркнул его небрежной и вальяжной позой обывателя и филистера.

Мане не мог снести этой правды и порвав картину, на самом деле показал, насколько его личная жизнь его не устраивает.

Почему Дега простил Мане

Дега через какое-то время простил Мане, даже признался общему приятелю, что Мане прав относительно изображения его жены.

Почему же такой вспыльчивый, прямолинейный по отношению к другим, Дега простил такой некрасивый поступок своему другу Мане?

Как писал сам Дега, «невозможно долго злиться на Мане». Видимо он имел в виду его душевные качества и большой талант.

Вообще Дега восхищался работами Мане и коллекционировал их. Так, просыпаясь каждое утро, Дега в первую очередь видел два натюрморта Мане — «Окорок» и «Груши».

О том, почему Мане создавал такие замечательные, но небольшие натюрморты, я уже писала в статье «Для чего Мане написал натюрморт со стеблем спаржи».

Натюрморты Эдуарда Мане. Слева: Окорок. 1875 г. Коллекция Баррелля, Глазго, Шотландия. Справа: Груши. 1880 г. Вашингтонская национальная галерея, США.

Когда дружеские отношения между Дега и Мане восстановились, Дега попросил своего друга вернуть ему натюрморт «Сливы». Однако выяснилось, что Мане их продал. Как я уже писала, картина так и не дошла до потомков. Зная о том, как бережно Дега хранил картины Мане, наверняка бы картина осталась цела, если бы осталась у него.

Ирония судьбы или еще одна порванная картина

Уже после смерти Мане его сын (рождён до брака с Сюзанной, так и не был признан отцом официально) разрезал на несколько частей его картину «Казнь Максимилиана». Ему показалось, что так фрагменты можно выгоднее продать.

Дега выкупил все уцелевшие фрагменты и бережно хранил их до самой смерти в 1917 году. Часть фрагментов утеряна. Отпрыск мастера растапливал ими камин.

Сейчас картина хранится в Лондонской национальной галереи, которая приобрела её сразу после смерти Дега в 1918 году.

Мане казнь

Эдуард Мане. Казнь Максимилиана. 1868 гг. Лондонская национальная галерея.

Вот такой неожиданный сюжетный поворот! Порвав однажды чужую картину, вряд ли Мане предполагал, что его собственное произведение порежут на куски (по иронии судьбы созданное в том же году, что и «Портрет Эдуарда Мане с женой»).

Но Дега не стал злорадствовать, а, наоборот, совершил благородный поступок, сделав все, чтобы сохранить очередной шедевр своего друга.

Ещё об одной дружбе художников, Клода Моне и Огюста Ренуара, читайте в статье «Моне и Ренуар. Рассвет импрессионизма и загадочный портрет».

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий