Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера

 

Брейгель. Вавилонская башня
Брейгель. Охотники на снегу
Брейгель. Фламандские пословицы

Брейгеля (1525/30 — 1569 гг.) часто называют продолжателем дела Иероним Босха. Да, на первый взгляд часть их работ похожа. Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна.

Но все же они разные. Как точно заметил художник и писатель Максим Кантор, они такие же разные, как Малевич и Шагал. Оба — авангардисты. Но один — про квадраты, другой — про любовь.

Босх — средневековый сюрреалист. У него масса монстров из страшных сновидений. Брейгель — реалист. У него — простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах — большая редкость.

У Босха — рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля — кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.

Босх — о страхе перед грехопадением. Брейгель — о человеческой глупости и суетности жизни.

Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.

Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.

1. Падение Икара. 1558 г.

Брейгель падение икара

Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Картина называется «Падение Икара». Но где собственно Икар?

На первом плане — пахарь. На среднем — пастух с овцами. Корабль. На дальнем — море и горы.

Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём — упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.

Брейгель падение Икара фрагмент

Питер Брейгель Старший. Падающий икар. Фрагмент. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Почему же такое пренебрежение главным героем?

Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость «Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает».

Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.

Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?

2. Фламандские пословицы. 1559 г.

Брейгель фламандские пословицы

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.

Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.

Брейгель. Деталь "Фламандских пословиц"
Брейгель. Фламандские пословицы. Фрагмент

На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка «Носить пар в корзине» как раз означает «тратить время попусту».

А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.

На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.

Брейгель. Фрагмент "Фламандских пословиц"
Брейгель. Фрагмент "Мира вверх тормашками"

Слева мы видим поговорку о людях, которые «способны даже черта к подушке привязать», что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который «Черту свечку держит», а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один «Исповедуется дьяволу», а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.

Второе название картины «Мир вверх тормашками». Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.

Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.

3. Вавилонская башня. 1563 г.

Брейгель Вавилонская башня

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

В «Вавилонской башне» невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.

Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.

IMG_4298
IMG_4301

Слева — подъёмный кран 16 века. Справа — часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.

А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.

Брейгель Вавилонская башня фрагмент

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (деталь). 1863 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Cheger.livejournal.com

Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.

Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.

Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.

Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.

4. Охотники на снегу. 1565 г.

Брейгель охотники на снегу

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

«Охотники на снегу» — один из главных шедевров Эпохи Возрождения. Что же в нем такого особенного?

Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, «засасывающей» глубины.

Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.

Как и в «Вавилонской башне», Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.

Знали ли вы, что на картине «Охотники на снегу» есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.

IMG_4312
IMG_4307

В этом шедевре уже нет сатиры «Пословиц», трагедии «Икара» и красивой легенды «Вавилонской башни». Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.

Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.

Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.

Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.

Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.

5. Крестьянская свадьба. 1568 г.

Брейгель крестьянская свадьба

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Commons.wikimedia.org

«Крестьянская свадьба» — одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.

Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!

Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры «Пословиц» и не обобщённые образы, как «Охотники».

Брейгель. Фрагмент "Крестьянской свадьбы"
Брейгель. Деталь "Крестьянской свадьбы"

Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?

Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.

Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених — молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.

Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.

Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.

6. Притча о слепых. 1568 г.

Брейгель притча о слепых

Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org

«Притча о слепых» — одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).

Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.

Мораль проста. Она встречается ещё в Библии «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Брейгель фрагмент фламандских пословиц слепые

Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во «Фламандских пословицах». Только там вы их еле различите.

Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?

Ответ можно найти в истории Нидерландов.

Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.

Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.

Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.

Вот об этом «Притча о слепых». Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

7. Брейгель в России

В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.

В Эрмитаже хранится копия Питера Брейгеля Младшего «Поклонение волхвов».

Питер Брейгель Младший поклонение волхвов

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 36х56 см. Вторая половина 16 века. Государственный Эрмитаж. Arthistoryproject.com

Оригинал хранится в Швейцарии. Сын не всегда копировал один в один картины отца. Поэтому сравнивать их тоже интересно. Попробуйте.

Брейгель поклонение волхвов в зимнем пейзаже

Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567 г. Собрание Оскара Райнхарда, Винтертур, Швейцария. Wikiart.org

Как и в «Икаре», вы и в «Поклонении волхвов» не сразу найдёте главных героев. Они затерялись в повседневной рутинной жизни городка.

В левом нижнем углу мы еле различаем Марию с младенцем. Потом видим очередь из волхвов. И двух верблюдов, везущих дары маленькому Иисусу.

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель — это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а «читать».

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин — простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель — гениальный художник.

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

2 thoughts on “Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера

  1. Спасибо за великолепную статью. Всегда с нетерпением жду обновлений вашего блога.

  2. Очень польщена таким интересом к своим текстам! Спасибо.

Добавить комментарий