Путеводитель по картине Босха «Сад земных наслаждений».

Босх сад земных наслаждений

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира

Босх Сотворение мира

Иероним Босх. Закрытые створки триптиха «Сотворение мира». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии — изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия — это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу — Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай

Босх Сад земных наслаждений рай

Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха «Сад земных наслаждений»). 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг — недавно созданные Богом животные. На заднем плане — Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений

Босх центральная часть триптиха

Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Босх Сад земных наслаждений хоровод

Иероним Босх. Фрагмент центральной части триптиха.

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника — это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад

Босх Ад

Иероним Босх. Правая створка триптиха «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины — странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом — предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье «Главные монстры картины Босха».

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее «читать» картину.

Босх ягоды

Иероним Босх. Фрагмент центральной части триптиха. Двое в гигантской ягоде

 

Босх аллегория

Иероним Босх. Фрагмент центральной части триптиха. Гигантские ягоды

Вкушение «сладострастных» ягод и плодов — один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Босх сферы

Иероним Босх. Фрагмент центральной части триптиха. Двое в стеклянной сфере

 

Босх грехи

Иероним Босх. Фрагмент центральной части триптиха. Трое под куполом

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Босх Музыкальный ад

Иероним Босх. Фрагмент правой створки триптиха. Музыканты-грешники

Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

Босх демон в аду

Иероним Босх. Правая створка триптиха «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора — испытывать вечную рвоту, а горделивая особа — терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Продолжение следует

Босх птицы

Иероним Босх. Фрагмент центральной части триптиха. Гигантские птицы

Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха? 

Ответ вы можете найти в продолжении — статье «Сад земных наслаждений Босха. 7 самых невероятных загадок картины».

О картине также читайте в статье «Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника».

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

3 thoughts on “Путеводитель по картине Босха «Сад земных наслаждений».

  1. А когда выйдет статья с ответом, что символизируют птицы на картинах Босха? Как мое личное предположение ничего плохого они не изображают, там есть сова символ мудрости и люди либо сидят на птицах или обнимают их…. Незнаю, жду новой статьи))))).

  2. Нелли, добрый день! Сова означала мудрость скорее в античности, и такое значение прижилось и в наше время. Однако в Средневековье сова была вестником дьяволом и была символом плохих вестей. Возможно поэтому её так много в саду наслаждений: это предостережение людям о том, что их ждёт сам дьявол, если они продолжат в том же духе предаваться греху.
    Продолжение о Босхе обязательно напишу. Вы подписаны на мой блог. Поэтому как только появится статья, Вы сразу об этом будете уведомлены по почте.

  3. Нелли, добрый день! Статья с продолжением о Саде земных наслаждений Босха вышла.
    В ней я рассказываю о самых невероятных загадках картины.
    В том числе отвечаю на вопрос, зачем на картине так много птиц и что они означают.
    Почитать статью можно по ссылке http://arts-dnevnik.ru/bosh-triptih/#more-1278

Добавить комментарий