Путеводитель по картине Босха «Искушение святого Антония»

Босх алхимики

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Человек-дерево с чешуйчатым хвостом. Монстр на коньках с воронкой вместо шляпы. Летающие рыбы. Ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. Много-много разнообразной нечисти. Жутковато. Очень любопытно.

Конечно, это о картине Босха. Об «Искушении святого Антония». Как всегда, деталей на полотне очень много. Как обычно, в их символике крайне сложно разобраться современному человеку.

Для этого нужно хорошо понимать, в какое время художник жил. А время по нашим меркам было тёмное. Охота на ведьм в самом разгаре. Алхимики на полном серьезе ищут философский камень и колдуют над элексиром молодости. Свирепствуют жуткие болезни типа эрготизма и чумы. Люди напуганы.  Люди в ожидании конца света.

В такой обстановке Босх и пишет картину «Искушение святого Антония». Попробуем в ней разобраться.

Почему «Искушение святого Антония» появилось на свет?

Босх Искушение святого Антония

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне, Португалия

Для современников Босха мир был насквозь пропитан злом. Представьте. Целыми деревнями люди впадают в истерии. Сжигают половину женского населения. Ведь они искренне верят, что из-за их колдовских деяний град побил весь урожай.

Вокруг ловушки дьявола. Очень легко впасть в грех. И уже никогда свою душу не спасти. Мировоззрение той эпохи и отражается на картине Босха.

Поэтому образ святого Антония был столь популярен в те времена. Он вселял людям надежду, что злу можно противостоять.

Святой Антоний родился в 3 веке н.э. в Египте. Уверовав в единого Бога, совсем молодым он решает покинуть мирскую суету. Чтобы в тишине пустыни бороться с земными искушениями.

Но его намерения были неугодны дьяволу. Сильно его злило, что обычный человек отказывается от всех соблазнов ради спасения своей души. С этого момента и начинается искушение святого. Но он стойко выдержит все испытания. Став одним из самых известных отшельников христианства.

Кстати, подробности его искушений Босх и его современники узнали из книги монаха Якова Ворогинского «Золотая легенда». Это книга описывает жизнь почти 200 святых. В том числе и жизнь святого Антония.

Миниатюра из Золотой Легенды

Миниатюра об искушении святого Антония из книги «Золотая легенда». Издание 1470 года, Франция. Хранится в национальной библиотеке Лондона

Левая створка триптиха. Как бесы истязали святого Антония

Сначала дьявол решил истязать святого физически. Шайка бесов подхватила его, подняла высоко в небо. Там они его терзали, били. Но как мы видим на фрагменте левой створки, святой продолжал молиться, углубившись в себя.

Босх святой Антоний

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Кстати, этот образ Босх мог взять не только из «Золотой легенды». Но и познакомившись с гравюрой Шонгауэра. Бесы двух художников, конечно, не очень похожи. Однако становится понятно,  что во времена Босха было обычным делом изображать такое количество нечистой силы. Причём в самом жутком Ее облике.

Шонгауэр Искушение святого Антония

Мартин Шонгауэр. Искушение святого Антония. Гравюра на меди. 1470 г. Музей изящных искусств, Будапешт

Когда святой Антоний уже был при смерти от терзаний бесов, они скинули его вниз на землю. Мы видим на левой створке вторую сцену с отшельником. Два монаха и сельский житель ведут измученного святого по дряхлому мостику. Он без сознания повис на их руках.

Иероним Босх Святой Антоний

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Центральная часть триптиха. Святой Антоний и алхимики

Святой Антоний выжил. После чего продолжил свои молитвы. Раздасадованный дьявол решил действовать по-другому. Наслав к нему видимо-невидимо бесов. Чтобы демонстрацией превосходства зла на земле запугать святого.

И вот перед нами третья сцена с отшельником. Он смотрит на зрителя спокойным смиренным взглядом. Очевидно, что бесы его не пугают. Он владеет собой и своими страхами. Они тоже его не трогают. Хотя заняты своими дьявольскими делишками.

Босх Алхимики

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Около святого бесы в людском обличии занимаются алхимией. Целью этой псевдонауки было видоизменить вещество или даже живое существо. Из железа сделать золото. Из сперматозоида вырастить в пробирке гомункула. Из воды сделать элексир вечной молодости. И так далее.

Это, конечно, вызывало негодование у глубоко верующих людей. Которые твёрдо верили, что нечего вмешиваться в то, что дано всевышним. Поэтому Босх, как ортодоксальный верующий, алхимию считал делом бесовским.

Итак, рядом со святым три беса занимаются алхимией. В образе белой, красной и чёрной женщин. Это скорее всего цвета элементов алхимии. Соль, ртуть, земля.

Черная женщина держит поднос с гомункулом. Он же держит философский камень. Во времена Босха его ещё называли «философским яйцом». Это реактив, который по представлениям алхимиков должен превращать металл в золото. Бесы демонстрируют его. Чтобы соблазнить святого Антония. Ведь многие были одержимы в его поисках. Даже короли.

Красная женщина протягивает чашу с элексиром вечной жизни бесу со свиной головой. Калека видимо ожидает, что ему дадут панацею от его увечий. Ее тоже алхимики стремились получить в своих опытах.

Женщина в розовом платье и подолом в виде хвоста ската протягивает старухе элексир вечной молодости. Дабы та могла помолодеть.

Все эти соблазны оставляют отшельника равнодушным. В разрушенной башне стоит Иисус Христос и смотрит на святого. Он помогает ему не поддаться искушению.

Правая створка триптиха. Святой Антоний и сладострастие

Босх святой Антоний и сладострастие

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Правая створка триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Дьявол понял, что запугать святого не удастся. Золотом и перспективой вечной молодости его тоже не соблазнить. Тогда он решает действовать по-другому.

Он превращается в прекрасную царицу. Та приходит к святому и поражает того своей набожностью. Но святой сразу понял, с кем имеет дело, когда та попыталась его соблазнить. Эта сцена и изображена на правой створке триптиха.

Обнаженная женщина стоит у шатра и прикрывает рукой своё лоно. Она смотрит в сторону святого. Возможно, зовёт его разделить с ней ложе. Но тот отвернулся. Он не поддался греху сладострастия.

Почему «Искушение святого Антония» — шедевр ?

Конечно, картина очень любопытна благодаря своим невероятным персонажам. Но как я уже писала, таких картин и миниатюр было немало в то время. Так почему же именно Босха мы знаем лучше всего? Чем он так поражает?

Босх был виртуозом в проработке деталей. Их так много, что становится жутко. Он как будто охватывает весь мир. И ничто не скроется от его глаз.

Босх детали

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Чего только стоит вид горящей вдали деревни. Всполохи пламени, падающий шпиль, толпа спасающихся людей. И все это просто микроскопично. Но так реалистично!

Босх создавал невероятное ощущение глубины пространства. Для этого он высветлял небо у самого горизонта. Но делал его темнее у самого верха картины. За счёт этого картина наполняется воздухом. Это усиливает воздействие образов на зрителя.

Даже самые уродские создания Босха можно назвать изящными. Они чудовищны, но не отвратительны. Омерзения они не вызывают. Скорее любопытство. Каждый из них тщательно продуман.

Считается, что в изображении всяких монстров и бесов именно в картине «Искушение святого Антония» Босх превзошёл самого себя. Всех остальных тем более.

Некоторые монстры даже сделали свою собственную карьеру. Они узнаваемы. Хотя не всегда люди знают, с какой картины Босха она прибыли. Пожалуй, вот этот — самый известный.

Босх монстр с воронкой

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха «Искушение святого Антония». 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Расшифровать самых интересных существ я попробовала в статье «Искушение святого Антония» Босха. Самые яркие монстры картины».

О триптихе также читайте в статье «Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий