«Искушение святого Антония» Босха. Самые яркие монстры картины

Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в «Звездных войнах». Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.

Особенно много их на картине «Искушение святого Антония». В прошлой статье я рассказала об общем смысле картины.  Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять «Что означают все эти создания?»

Босх Искушение святого Антония

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие — из символов алхимиков. Третьи — из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью — напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.

1. Монстр с воронкой

Босх Монстр с воронкой

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом «Жирно».

Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).

Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине «Извлечение камня глупости». Ведь такое лже-врачевание — это и есть чистой воды мошенничество.

Босх Извлечение камня глупости

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид

Коньки означают «пойти по скользкому пути». Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине «Сад земных наслаждений» катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.

Босх Катание на коньках

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

2. Человек полудерево-полурыба

Босх Человек-дерево

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На картине «Искушение святого Антония» Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).

Поэтому я предполагаю, что этот монстр — злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева — аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы — мокрого пути. В руках же монстра — гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.

3. Гомункулы

Босх гомункул

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.

Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности.

Босх алхимия

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.

4. Великан, вросший в холм

Босх великан-холм

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.

Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины Питеря Брейгеля Старшего на картине «Фламандские пословицы».

Питер Брейгель старший Босх

Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия

Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу «Нужно унижаться, чтобы добиться успеха».

Возможно, Босх высмеивает таких людей и в «Искушении святого Антония». А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле.  Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.

Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.

5. Рыба, которая ест другую рыбу

Босх Рыба

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент левой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции — башенка.

Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица «Большая рыба ест маленькую». Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.

Брейгель Босх

Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.

6. Монстр грилли

Монстр Грилли Босх

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела — признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.

Грилли выдумал не Босх. Они встречаются ещё в античной мифологии. Но он сделал их очень популярными. Ведь Грилли  обитают на многих его картинах.

Слева: фрагмент центральной части триптиха «Страшный суд». 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена. Справа: фрагмент левой створки триптиха «Святые отшельники». 1505 г. Дворец Дожей, Венеция.

7. Карлик в ходунках

Босх карлик в ходунках

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент правой створки триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

На правой створке триптиха — ещё один необычный персонаж. Карлик в красном балахоне в ходунках. Из капюшона у него торчит вертушка.

Ходунки и вертушка — образы из детства. Скорее всего, так Босх обозначает инфантильность взрослого человека. Возможно, даже алхимика. Вернее несерьезность и наивность алхимической доктрины.

И много-много других монстров…

На картине мы видим большое количество гибридов. Монстров, состоящих из разных частей животных, людей. Возможно, их нет смысла расшифровывать. Гибриды ещё в Библии обозначались как дьявольские создания. Поэтому их цель лишь запугать нас, зрителей.

Здесь и монстр с огромным языком, ушами-крыльями, ногами телёнка и рогом единорога. Или ощипанный гусь с головой овцы. Или летающая рыба с крыльями. Никакого смысла. Просто нелепо. Мистично. Дьявольщина одним словом.

О других монстрах Босха читайте в статье «Сад земных наслаждений. Главные монстры картины».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий