Иероним Босх «Сад земных наслаждений»: главные монстры картины

Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке «Сада земных наслаждений» — человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.

Босх ад

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Средневековье — время великих страхов. Люди ежеминутно боялись голода, эпидемий и нечистой силы. Отсюда — религиозный фанатизм и вера, основанная исключительно на страхе.

Босх знал, как напугать грешных людей и призвать их к благоразумию. Ведь чем страшнее демоны, тем меньше человеку хочется попасть к ним в лапы.

Посмотрим на монстров Босха повнимательнее.

1. Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Босх человек-дерево

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо — символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, «теряют человеческое лицо». Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Об этом монстре читайте также в статье «7 невероятных загадок картины «Сад земных наслаждений».

2. Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

Босх демон в аду

Иероним Босх. Правая створка триптиха «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы — обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание — быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко — мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

3. Монстр в доспехах с отрезанной стопой.

Босх Эрготизм

Иероним Босх. Фрагмент правой створки «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом — верх средневекового сюрреализма.

Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.

Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.

Также поражалась нервная система — это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века  они назывались «ведьминой корчей».

Грюневальд

Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Нижняя часть Изенгеймского алтаря. 1505-1515 гг. Унтерлинден музей, г. Кальмар, Франция.

На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.

У интересующего нас монстра — почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это — прямое указание на болезнь эрготизм.

Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.

Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.

Думаю, что свинья-монашка и эрготический монстр заставляют грешника подписать дарственную о передаче своего имущества ордену антонитов (от имени святого Антония, главного покровителя больных эрготизмом). Этот орден обладал сетью монастырей, в стенах которых монахи лечили этих больных.

Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает — то все имущество переходит ордену.

Возможно, изображенный на картине Босха грешник — выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.

Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.

Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс.

Средние века пляска смерти

Неизвестный Немецкий художник. Пляска смерти. 16 век. Хранится в Метрополитен Музее, Нью-Йорк.

Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр «пляски смерти».

Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.

В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.

В 20 веке из алкалоидов спорыньи научились производить галлюциногенный наркотик ЛСД. В наши дни эрготизм практически не встречается.

4. Монстр-скат с крысиной мордой

Босх азартные игры

Иероним Босх. Фрагмент правой створки «Ад». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.

Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.

На ногах у демона надеты патены — средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.

На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха.

Босх Бог

Иероним Босх. Фрагмент левой створки «Рай». 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.

Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.

О картине «Сад земных наслаждений» читайте также в статье «Путеводитель по картине».

О другом шедевре Босха можно почитать в статье «Искушение святого Антония». Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:

«Самые яркие монстры «Искушения святого Антония»

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий