Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?

Мане и Моризо

Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1873 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Берта Моризо (1841-1895 гг.) была талантлива. Она работала каждый день, как и полагается профессионалу. За свои 54 года жизни она создала более 800 работ. Её картины продаются на аукционах за миллионы долларов.

Но в свидетельстве о смерти в графе «Профессия» стоял прочерк. А пока она была жива, её работы покупали крайне редко. Отчего такая несправедливость? Берта Моризо была вопиющим «недоразумением» своего времени.

«Женщина и талант несовместимы»

В 19 веке жили и творили писательницы Жорж Санд и знаменитые сёстры Бронте. Но их тоже рассматривали как недоразумения. Общество было пока непреклонно: принадлежность к женскому полу и гениальность никак не могли сойтись в одном человеке. Поэтому работы Моризо назывались милыми, сентиментальными. Не более того.

Ее даже не критиковали. Как сказал один критик, женщин нельзя бить даже цветами. И он не может найти баланс между критиком и джентельменом. Поэтому её работы не привлекали внимания публики.

Только беспристрастные коллеги по цеху могли понять, насколько она талантлива. Даже её ранние работы невероятны. Так, Эдуард Мане восхищался тем, как Моризо гармонично вписывала фигуры в пейзаж.

Национальная галерея Вашингтона

Берта Моризо. Морской пейзаж (порт в Лорьяне). 1869 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

 

Творчество Берты Моризо

Берта Моризо. Вид на Париж с холма Трокадеро. 1871-1873 гг. Музей искусств, Санта-Барбара, США.

«Удел женщины — быть в тени мужчины»

Для девушки из буржуазной семьи важно было иметь хорошее образование и светские манеры. Но лишь для того, чтобы быть приятным дополнением к мужчине.

Замужество означало конец занятиям живописью или музыкой. Теперь приобретённые навыки на любительском уровне должны были услаждать супруга и гостей благородного семейства. О профессиональном занятии живописью не могло быть и речи.

Так случилось с сестрой художницы, Эдмой. Выйдя замуж, она бросила рисовать. Хотя была так же талантлива, как и её сестра. Всю жизнь она об этом жалела. Хотя была счастлива в браке.

Сестра Берты Моризо

Берта Моризо. Эдма Моризо-Понтийон. 1871 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Берта Моризо боялась участи сестры. Она не мыслила своей жизни без живописи. И отвергала все предложения руки и сердца. Родители были в отчаянии. Но Берта была слишком упряма.

Однако Моризо не была чрезмерной бунтаркой. Брюки, как Жорж Санд она носить не стала. И против светских приличий не протестовала. А нравы предписывали девушке выходить на улицу только в сопровождении.

Она не могла пойти одна поработать на открытом воздухе. Она не могла посидеть в кафе в одиночестве. И упаси Бог пойти в злачное место или написать портрет мужчины.

Поэтому работы Берты Моризо — это женские и детские образы, повседневные домашние хлопоты, невинные пейзажи. В её работах нет эпатажа, нет ярких событий. Возможно, это тоже было причиной недооцененности со стороны публики.

Моризо

Берта Моризо. На балконе в комнате Эжена Мане в Буживале. 1881 г. Частная коллекция.

 

Картины Берты Моризо

Берта Моризо. Женщина развешивает белье. 1881 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген.

 

Картины Моризо

Берта Моризо. Молодая женщина у зеркала. 1880 г. Чикагский институт искусств, США.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

«Настоящие живописцы не упускают ни одной детали»

Пуританские правила не позволяли Берте свободно разгуливать по улицам и находить яркие сюжеты для своих картин. Зато её талант и свободолюбивая натура проявлялись через технику рисования.

Она полностью пренебрегала канонами академизма. Она стремилась запечатлеть мгновение, работая быстрыми, размашистыми, даже агрессивными мазками.

Часто оставляла незавершенными участки картины. Но от этого не возникает ощущения незавершенности работы. Вы ведь тоже нечетко видите периферийным зрением.

Берта Моризо

Берта Моризо. Лето. 1880 г. Музей Фабре, Монпелье, Франция.

Моризо не заботилась о прорисовке лиц. Написанные фигуры почти растворяются в пейзаже.

Такой вольности ей никак не могли простить критики. Один из них говорил, что еще немного, и вы решительно ничего не сможете разобрать на картине.

Картины Берты Моризо

Берта Моризо. На озере в Булонском лесу. 1884 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

 

картины Моризо

Берта Моризо. Женщина с ребёнком в саду в Буживале. 1881 г. Национальный музей Уэльса, Кардифф.

Порой, чтобы написать фигуру, она наносила два-три мазка. Так написана фигура девочки на картине «Вид на набережную острова Уайт».

Скорее всего, на такое «пренебрежительное» изображение человека её вдохновила работа Клода Моне «Бульвар Капуцинок». В 1873 году он написал свою скандальную картину, на которой прогуливающие по бульвару люди были изображены одним-двумя мазками. Об этой работе читайте в статье «Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине».

Такое игнорирование деталей резко осуждалось во времена Моризо и Моне. Критики предостерегали слабонервных и беременных от посещения выставок импрессионистов. Ибо те рисковали лишиться чувств от потрясения.

Так что у Моризо ещё и по этой причине не было шансов стать признанным мастером у широкой публики.

Это сейчас мы можем оценить работы Моризо по достоинству. Её  картины словно сновидения. Просыпаясь, ты ещё долго ощущаешь приятное томление от увиденных образов.

По мне, так ее работы — это кульминация импрессионизма. Наравне с Клодом Моне. Все остальные импрессионисты использовали эту технику лишь частично.

Берта Моризо

Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Любовь и поддержка близких

У таланта Берты Моризо были не только препятствия в виде устаревших предрассудков. Было много в её жизни и того, что помогло ей навсегда остаться в истории живописи.

Надо отдать должное её родителям. Однажды первый учитель Берты и её сестры Эдмы забил тревогу. По его словам девочки слишком талантливы, и как бы не случилась катастрофа. Он испугался, что те вскоре наденут брюки и будут везде разгуливать без сопровождения с мольбертом подмышкой.

Но родители не поддались панике. И сменили учителя. Возможно, потому что у девушек было два предка-живописца. В их семье слишком благосклонно относились к живописи.

Хозяйка своей судьбы

Несмотря на все предрассудки и строгие нравы, Берта умудрилась встретить мужчину, который готов был видеть жену и художника в одном лице.

Ей было 33 года, когда она вышла замуж за Эжена Мане, брата художника Эдуарда Мане. Он был самым верным поклонником её таланта. Он носил за ней её мольберт и краски. Он искренне её любил.

Музей Мармоттан Моне

Берта Моризо. Эжен Мане и его дочь в Буживале. 1881 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

В 38 лет Берта родила свою единственную дочь Жули. Теперь она стала её главным вдохновителем. Берта жадно следила за взрослением дочери. Она наслаждалась материнством.

Несмотря на пуританские нравы, Берте Моризо не пришлось ничем жертвовать. Ни живописью, ни возможностью создать семью. Она построила жизнь по своему разумению. Думаю, она была счастлива.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Добавить комментарий