Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром». Тайное послание королю

Бронзино Аллегория с Венерой и Амуром

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. 1545 г. Национальная галерея Лондона

Картина Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» — одна из самых загадочных и эротических картин эпохи Возрождения.  Художник вложил в нее тайное послание, которое предназначалось … королю Франции.

Что художник, а вернее заказчик картины, Козимо I Медичи, правитель Тоскании, хотел донести до короля?

Зачем на переднем плане была изображена не прекрасная сцена любви, а самое настоящее извращение?

Причём тут страшная голова, кричащая от боли? И милая девушка с лапами льва и хвостом змеи?

Обличение наслаждения

Картина обнажает перед нами губительные пороки неразумной любви. Но были ли эти пороки свойственны королю Франции, Франциску I?

Оказывается, да. Франциск I (1494-1547 гг.) был настоящим эротоманом. Помимо жены и одной-двух фавориток, у него ещё был своего рода гарем. На случай, если ему захочется провести ночь с несколькими женщинами одновременно.

Насилия над женщиной он не приветствовал. Добивался дам, как истинный дипломат. Дарил высокие посты их мужьям и братьям. Самим дамам писал стихи и обольщал страстными речами.

Но съедаемый постоянным сексуальным желанием, был на грани того, чтобы стать извращенцем. Обеды с обнаженными дамами и многолюдные оргии — самое безобидное из его сексуальных причуд.

Возможно, поэтому Бронзино в центре своей картины поместил сцену извращённой любви. Амур — сын Венеры. Их поцелуй — олицетворение всего самого извращённого в погоне за телесным наслаждением.

Сифилис

Пожалуй, самое страшное на картине — это голова скорченного в муках человека. Он кричит от боли. Его кожа землянистого цвета. Пальцы скрючены и покраснели. Предположительно, все это признаки больного сифилисом.

Так художник изобразил страшные последствия бездумной погони за сексуальным наслаждением.

Скорее всего, именно этой болезнью Франциск I заразился  в 1512 году, ещё в юном возрасте. Эта коварная болезнь не была причиной его смерти. Но состарила его раньше времени. В 52 года он выглядел, как глубокий старик.

Бронзино

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона

Глупость

Милый мальчик с охапкой лепестков роз олицетворяет глупость. Он улыбается во весь рот, хотя шип терновой ветки проткнул его ступню. Так и влюблённые люди глупеют и не замечают опасностей.

Картины Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона

Франциск I не был глупцом. Но его сексуальная одержимость однозначно ему мешала стать великим правителем. Переговоры с членами семьи понравившейся женщины были для него не менее важны, чем внешнеполитические дела.

Обман и двуличие

Милая девушка с розовыми щеками в зеленом платье протягивает к Венере руку с медовыми сотами. Но присмотритесь. Вы увидите, что платье никак не может прикрыть её страшное тело с чешуей. Её ноги — это лапы волка. Ещё у неё хвост змеи. А в другой руке она держит жало с ядом.

Складывается ощущение, что это прямой намёк художника на двуличие и лицемерие его главной фаворитки, графини д’Этамп. Она была очень красивой. Но в умении плести интриги ей не было равных.

В своей власти она держала короля последние 16 лет его жизни. Он слепо следовал её советам. Чтобы добиться высоких постов, шли сначала на поклон к графини. На всех важнейших постах были люди, преданные в первую очередь ей.

Анджело Бронзино

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона

Потеря времени и внутренняя пустота

На заднем плане картины мы видим Бога времени, Хроноса. Здесь он явно не случаен. Для предающихся страсти время теряет значение, они забывают обо всем на свете.

Художник как бы намекает, не слишком ли это серьёзная растрата для правителя целой страны? Так много нужно сделать. А тут все время уходит на сладострастие.

Я могу предположить, что женщина-маска рядом с Хроносом может олицетворять внутреннюю пустоту. Её глазницы пусты. Под маской тоже ничего нет.

Под влиянием плотских страстей люди «пустеют». В их головах ничему другому не остаётся места. Ни подвигам, ни великим свершениям.

Бронзино Аллегория

Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона

Реакция Франциска I на подарок

Картину Франциск I получил буквально за год до смерти. Она не была пророчеством. Она не была предупреждением. Она была подведением итогов его жизни.

Был ли Франциск I оскорблён этим посланием? Судя по сведениям современников, он не был злопамятным и обидчивым. Скорее этаким экстравертным балагуром. К тому же ценителем искусства. Недаром он покровительствовал Леонардо да Винчи. Именно благодаря ему Франция заполучила главный портрет всех времен, Мону Лизу.

А такой поклонник искусства вряд ли бы стал обижаться из-за картины. Даже если она обличает твои пороки. Возможно, он лишь горько усмехнулся.

Автор: Оксана Копенкина 

Добавить комментарий