Альфред Сислей. 7 самых красивых картин художника

 

Творчество импрессиониста Альфреда Сислея я для себя открыла совсем недавно. Как мне кажется, мимо его работ легко пройти, не обратив особого внимания. Но когда вдруг открываешь для себя мастерство Сислея, уже сложно оставаться к ним равнодушным.

Его картины не вызовут у вас бурю эмоций. Все работы Сислея — это незамысловатые пейзажи.

В его работах нет такого мерцания красок, как у Клода Моне. Такого яркого позитива и радости, как у Ренуара. И тем более эпатажности, как у Эдуарда Мане.

На сайте Руанского музея изобразительных искусств (Франция) мне понравилось сравнение картин Сислея с медитацией. Сислей писал тишину и умиротворение, которые сразу в глаза не бросаются.

Таков был Сислей и по характеру — тихий и мягкий человек. Не удивительно, что он больше всего любил писать небо. Меланхоличное и изменчивое.

Художник признавался, что всегда начинает картину именно с изображения неба. Кстати, как и Айвазовский.

1. Мороз в Лувесьене. 1873 г.

Сислей мороз в Лувесьене

Альфред Сислей. Мороз в Лувесьене. 1873 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

На картине «Мороз в Лувесьене» небо играет очень важную роль. Его холодные оттенки голубого помогают передать ощущение мороза. Оно гармонирует со снегом и голубыми крышами.

Зимнее холодное солнце окрашивает деревья и кусты в оранжевый цвет. Мы словно ощущаем тот холод, который испытывал художник. Писал он, конечно, как истинный импрессионист, на открытом воздухе.

2. Плотина в Молси, Хэмптон Корт. 1874 г.

Картины Сислея

Альфред Сислей. Плотина в Молси, Хэмптон Корт. 1874 г. Национальная галерея Шотландии

На картине «Плотина в Молси» небо, как и на большинстве работ Сислея, занимает 2/3 полотна. Вода — это также наиважнейший элемент. Вода и небо гармонично сочетаются на этой картине.

Такого внимания к небу не уделял ни один другой импрессионист. Так, например, Клод Моне вовсе мог пренебречь прорисовкой неба, оставляя участки холста без краски, как на картине «Маки».

В своей любви к небу Сислей скорее был близок к художнику Констеблю, который серьезно изучал типологию облаков.

3. Вид на Сен-Мамес. 1880 г.

Картины Альфреда Сислея

Альфред Сислей. Вид на Сен-Мамес. 1880 г. Художественный музей Уолтерса. Балтимор, США.

Сислей не просто любил небо. Он отводил ему архитектурную роль в своих работах. С помощью него мастер добивался эффекта  глубины и движения.

На картине «Вид на Сен-Мамес» небо придает пространству невероятную глубину. А мазки создают иллюзию быстро двигающихся облаков от горизонта к зрителю. Все это оживляет пейзаж вплоть до эффекта трехмерности.

4. Вид на Море-сюр-Луан. 1890 г.

Сислей вид на море сюр луан

Альфред Сислей. Вид на Море-сюр-Луан. 1890 г. Частная коллекция.

На картине «Вид на Море-сюр-Луан» небо также создаёт невероятную глубину пространства. Это подчеркивается и дорогой, и рядом деревьев, уходящих к горизонту.

Небо на этой картине меланхоличное, однако им сложно не любоваться.

5. Вечер в Море. Конец октября. 1888 г.

Сислей вечер в море

Альфред Сислей. Вечер в Море, конец октября. 1888 г. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

«Вечер в Море» — довольно типичная картина для Сислея, так как на ней присутствует 3 важных элемента: подвижные небо и вода. А в противовес им — статичные дома.

В отличие от других импрессионистов, Сислей писал статичное и нестатичное в разной технике. Небо Сислей рисовал длинными толстыми мазками, чтобы имитировать движение, воду — короткими или волнистыми мазками, чтобы имитировать колебания. А дома — почти незаметными мазками, создавая монолитную текстуру. Так мастер подчеркивал зыбкость и переменчивость природных явлений.

Такая техника также хорошо просматривается в одной из работ серии «Наводнение в Порт-Марли», о которой я писала в статье  «Прогулка по музею Д’Орсе. 7 картин импрессионистов, которые стоит увидеть».

6. Море-сюр-Луан. 1888 г.

Сислей дождь

Альфред Сислей. Море-сюр-Луан. 1887-1888 гг. Частная коллекция.

«Море-сюр-Луан. Дождь» — одна из самых приятных глазу картин художника. Как мне кажется, именно так и выглядит лёгкая меланхоличность, которой можно иногда предаться дождливым днём за чашкой горячего чая.

7. Мост в Море. Утро. 1891 г.

Сислей мост в море

Альфред Сислей. Мост в Море. Утро. 1891 г. Частная коллекция.

К концу жизни у Сислея в картинах появляется все больше ярких светлых тонов, как, например, в работе «Мост в Море». Это совершенно не похоже на творчество Франсиско Гойи, чьи работы со временем становились все мрачнее, вплоть до создания серии «черных картин» под конец жизни.

Большинство выбранных мной работ Альфреда Сислея написаны уже после 1880 года, когда художник переехал в город Море на реке Луан. Он сам признавался, что этот маленький городок наилучшим образом повлиял на развитие его мастерства.

Это действительно видно по его картинам невооруженным взглядом, особенно по тому, как он пишет небо. Не исключение — картина «Мост в Море».

Кстати, эта картина является одной из самых дорогостоящих работ Сислея. В 2010 году она была продана за 3 млн долларов на аукционе Сотбис.

***

Альфред Сислей скончался в городке Море практически в нищете, так и не получив заслуженного признания. Будучи интровертным и не придприимчивым человеком, ему сложно было делать себе имя и завоёвывать внимание публики. Признание к нему пришло уже после его смерти.

Автор: Оксана Копенкина

Дневник живописи
Получать новые записи Дневника Живописи

Добавить комментарий